Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
94 предваряет победу Бога Саваофа. Мотив трапезы связан с мотивом бра¬
ка в Апокалипсисе,374 где так же, как у Исайи, изображено победное
торжество, но в новом значении завершения космического переворота.
Сравним все три кумранских устава: В Уставе yahad В тексте «Двух ко¬
лонок» В Дамасском доку¬
менте есть учение о двух
духах; нет учения о двух
духах нет учения о двух
духах; [нет ссылок на кни¬
гу HGY(HGW)]; есть ссылки на кни¬
гу HGY;375 есть ссылки на кни¬
гу HGW;376 есть трапеза раббим; нет трапезы раббим; нет трапезы раббим; нет культовой трапе¬
зы мессии Израиля; есть культовая трапе¬
за мессии Израиля; есть культовая трапе¬
за мессии Израиля; нет Учителя правед¬
ности; нет Учителя правед¬
ности; есть Учитель правед¬
ности [и строится]
культ его личности; последние дни. Ожидается наступле¬
ние последних дней. Социальная этика
превалирует над
обрядами. [Обряды превалиру¬
ют над социальной
этикой]. 374 [Откр.19.7-18 и далее.] Ср. Иер.12.9; Иез.39.17. 375 [IQ Sa 1.7]. [CD 10.6; Η. Е. считала, что книга HGY (HGW) - это Устав yahad.] 376