Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
9 [Историческая школа и мифологи] Христианство - монотеистическая мировая религия, оно универсаль¬
но, по своему характеру и происхождению это религия внеродовая и вне-
этническая, новая фаза развития религии, в духовной истории челове¬
чества христианство сыграло революционную роль. Энгельс охаракте¬
ризовал первоначальное христианство как религию рабов и угнетенных:
«Христианство того времени как небо от земли отличалось от поздней¬
шей, зафиксированной в догматах мировой религии Никейского собо¬
ра. В нем нет ни догматики, ни этики позднейшего христианства, зато
есть ощущение того, что ведется борьба против всего мира и что эта
борьба увенчается победой; есть радость борьбы [eine Kampfeslust] и уве¬
ренность в победе».12 Научное изучение происхождения христианства (не критика рели¬
гии, а ее научное изучение, исследование) началось в первой половине
XIX в. Возникла Тюбингенская историческая школа, [младогегельянцы]
Бруно Бауэр и Штраус13 [обратили внимание на] противоречия в хри¬
стианском каноне [и сделали вывод, что] Иисус был человеком [а не
богом], религиозным реформатором. В конце XIX - начале XX века
появилась мифологическая школа, ее представители: Древе, Фрэзер,
Дж. Робертсон, Немоевский, Н. Морозов14 - сводили христианство к аг¬
рарно-астральным культам и мифам, отрицали историчность Иисуса
Христа и всех персонажей Евангелий, считали все это мифом. Если ис¬
торическая школа (и особенно Бруно Бауэр) все христианское учение 12 [«Христианство того времени, еще не осознавшее само себя, как небо от
земли отличалось от позднейшей, зафиксированной в догматах мировой рели¬
гии Никейского собора; оно до неузнаваемости не похоже на последнее. В нем
нет ни догматики, ни этики позднейшего христианства; но зато есть ощущение
того, что ведется борьба против всего мира и что эта борьба увенчается побе¬
дой; есть радость борьбы и уверенность в победе, полностью утраченные со¬
временными христианами и существующие в наше время (в 1884 году - А. Г.)
лишь на другом общественном полюсе - у социалистов» (Фридрих Энгельс.
К истории первоначального христианства, с. 15-16).] 13 Щавид Штраус. Жизнь Иисуса. СПб., 1907. Список работ Бруно Бауэра
см. в прим. 11 к упомянутой выше статье Энгельса, с. 33.] 14 [См. С. И. Ковалев. Основные вопросы происхождения христианства,
с. 106-119.]