Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
83 еще одну важную функцию. Он снял главный аргумент, ставивший под
сомнение право Учителя праведности быть мессией, - смерть Учителя. В истории общины чин Мельхиседека дважды сыграл решающую
роль. В первый раз - снял ааронитское священство [см. Мидраш Мель¬
хиседек] . Во второй раз - снял сына Божьего - сына Давида [см. Посла¬
ние к евреям]. Таким образом, чин Мельхиседека имел основополагаю¬
щее значение при формировании догмата воплощения: посредством
чина Мельхиседека была осуществлена контаминация двух мессий в од¬
ного - Христа Иисуса, Сына Божьего. Иными словами, чин Мельхисе¬
дека снял как раз обе мессианские формы, открыв кумранское понима¬
ние сущности мессии - «порождение уст Бога и дух Его дыхания»,328 по¬
следнее можно понимать и как синоним Учителя праведности, который,
таким образом, «сын Божий», как сыны Божьи все духовные, «рожден¬
ные свыше» (по терминологии IV Евангелия329), и как синоним мессии
праведности - «помазанника праведности»,330 «помазанника духа»331
(по терминологии Кумрана). Учитель праведности и его товарищи одновременно (или почти од¬
новременно) дали мессианско-эсхатологическую доктрину для yahad [в
Уставе yahad] и ее обрядовое переложение, основу мессианско-эсхато¬
логического культа для eda [в тексте «Двух колонок»]. Была ли трапеза
встречи мессии Израиля [текста «Двух колонок»] введена в практику eda
Дамасского документа? В Дамасском документе об этом нет никаких
сведений, это тем более примечательно, что по Дамасскому документу
конец дней уже наступает. Почему? Ответ дает мессианская формула Да¬
масского документа: «От дня кончины Единственного учителя и до при¬
хода того, кто будет учить в конце дней, около 40 лет».332 Сравните фор¬
мулу «От дня кончины Единственного учителя и до прихода мессии 328 [4Q Mess ar(4Q 534) ЕЮ: «...Так как он избранник Бога, порождение Его
и дух Его дыхания» (транскрипцию и перевод см. И.Амусин. Кумранская об¬
щина, с. 165; см. также R. lusenmann, М. Wise. The Dead Sea Scrolls Uncovered,
pp. 36-37).] 329 [Иоан.3.3-10; cp. 1Иоан.5.1]. 330 [4Q PB 1.3-4; см. И.Амусин. Тексты Кумрана, с. 285, прим. 8.] 331 [11Q Melch 18; cp. CD 2.12. Cp. Ис.61.1-2. См. И.Амусин. Тексты Кумра¬
на, с. 303, прим. 40.] 332 [См. CD 20.13-15 и CD 6.10-11: «пока не встанет Учитель праведности в
юнце дней».]