Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
82 щины и т.д .320 Соблюдение принципа ааронитского священства долж¬
но было ограничивать расширение сети общин типа eda в диаспоре в
период, когда такое расширение диктовалось практической необходимо¬
стью. Замечательно то, что «Мельхиседек» остался теоретическим по¬
ложением. Он раскрыл понятие «мессия первосвященнический», дал
эталон. Этот эталон был одинаково применим и в теории и на практи¬
ке. В теории - для формулировки тезиса: смерть Учителя праведности
была искупительной жертвой за общину, Учитель тождествен Мельхи¬
седеку.321 В практике построения культа он [эталон Мельхиседека] дал
основу для завершения в Дидахе контаминации, начатой в Дамасском
документе. Иисус («великий иерей»322) - отрок Божий, Давид - отрок Бо¬
жий, через Иисуса общине даны, во-первых, «святой виноград Давида
(Израиль)», во-вторых, «познание, вера и жизнь вечная».323 «Отец, Сын
и Дух Святой».324 Чин Мельхиседека послужил теоретической основой
для формирования обеих формул воплощения [Христа, с которыми мы
сталкиваемся в Посланиях]: «Отец, Слово и Дух Святой»325 и (через
культ Дидахе) «Отец, Сын (Давидов - Сын Божий) и Дух Святой».326
Разница между этими формулами воплощения принципиального поряд¬
ка. Первая есть формула познания, теоретическая, догматическая фор¬
мула: «Бог - истина - дух святыни»,327 вторая есть формула культовая;
первая предназначена для yahad, вторая для eda. Чин Мельхиседека имел 320 Рассуждения Павла в Послании к евреям по поводу ааронитского священ¬
ства, снятого чином Мельхиседека, показывают, что Павел апеллирует к давно
известным, привычным для адресатов понятиям, использует против них их же
аргументацию, «их же добром им же челом». 321 [См. Послание к евреям.] 322 [3ах.3.8; 6.11; Агг.1.14; 2.2. Имя «Иисус» несет в себе оба мессианских ста¬
туса, мессии Аарона и мессии Израиля: это имя Иисуса Навина, вождя Израи¬
ля, и первосвященника Иисуса, вернувшегося вместе с Зоровавелем из Вави¬
лонского плена. Имя Иисус, таким образом, включает в себя понятие «перво¬
священник», «великий иерей».] 323 См. Дидахе [9.2; 10.2]. 324 [Дидахе 7.1,3]. 325 Шоан.[5.7-8]. 326 [Имеется в виду формула крещения Дидахе (7.1,3): «Во имя Отца и Сына и
Святого Духа»; эту формулу троицы мы встречаем затем в Мф.28.19]. 327 См. учение о двух духах Устава yahad [IQ S 3.17 - 4.26].