Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
80 следующий этап после перенесения на Учителя функций и прерогатив
Совета yahad. Он, таким образом, выше Совета yahad,306 воплощение
слова Бога, которое есть истина и дух святыни. Дух святыни и истины
[теперь] в нем. Поэтому он сын Божий («единородный» по IV Еванге¬
лию307). «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы».308 Мессия - сын Бо¬
га, в нем тоже нет никакой тьмы.309 Во-вторых, Мельхиседек - «священник Бога»310 [а не храма]. Ааро-
нитское священство оказалось снятым. В-третьих, совершенно очевидно, что Мидраш Мельхиседек напи¬
сан после того, как Учитель праведности в Дамасском документе дан
как мессия обеих частей общины, и для Аарона, и для Израиля,311 мес¬
сия всей eda.312 И если по Дамасскому документу он - Единственный
учитель, который придет как мессия, чтобы учить, то есть придет313 как
мессия Израиля, чтобы действовать как мессия первосвященнический:
«А звезда - это толкователь Торы, пришедший в Дамаск... »,314 а по Ком¬
ментарию к Хаваккуку ему передан суд, то в Мидраше Мельхиседека дателем текста Бартельми в инфракрасных лучах (см. И.Амусин. Кумранская
община, с. 164). См. также4Q Mess ar(4Q 534) 1.10: «...избранникБогаон, по-
рожденис Его и дух Его дыхания...» (там же, с. 219).] 306 [См. выше: «К нему обратись в (небесную) высь, Господь будет судить на¬
роды».] 307 [Иоан.1.14,18; 3.16,18]. 308 [1Иоан.1.5]. 309 [Ср. 1Иоан.1.7; Иоан.1.5 и пр.] 310 [См. Быт. 14.18: «Мельхиседек, царь Салима, вынес хлеб и вино. Он был
священник Бога В с е вышне го»; см. Пс. 110.4: «Поклялся Йахве и не
раскается, ты священник вовек по чину Мельхиседека». Других упоминаний о
Мельхиседеке в Ветхом Завете нет. В Новом Завете Мельхиседек появляется сно-
вавПосланиикевреямкакпрообраз(Н. Е. говорила: «эталон») мессии (Евр.5.6,10;
6.20; 7.1-28).] 311 [В Дамасском документе (CD 12.23 -13.1; 14.19; 19.10-11; 20.1) не два мес¬
сии, а один «мессия из Аарона и из Израиля».] 312 Эго соответствует и палеографическим данным [см. И. Амусин. Тексты Кум-
рана, с. 287]. 313 [«Приход», «явление» (первоначально тождественные) были функцией мес¬
сии Израиля; см. IQ Sa 2.11-22; ср. Иоан.1.31 и др. «Учение» - функция мес¬
сии-первосвященника.] 314 [CD 7.18-19].