Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
8 веры.8 Веры во что? В Царство Божье, которое сменит существующий
мир, пришедший к своему концу, в возмездие, в Суд Божий. Новые раскопки, Масада, Бар-Кохба, и вдруг зазвучало имя Симона
Зелота в числе двенадцати апостолов,9 и стало понятно, почему Бар-
Кохба называл христиан не минами10 и не назореями, а галилеянами.11 *** Во все переломные моменты истории Европы [идеологи и проповед¬
ники] обращались к Библии и давали свою интерпретацию христиан¬
ства и Нового Завета. Эта интерпретация оказывалась зеркалом того
кризисного периода, в котором была дана и который она таким образом
отражала во всей его полноте. Так было, когда Рим признал Церковь,
затем, когда был установлен феодальный порядок, затем - в период Ре¬
формации, от Виклефа и гуситов до Кальвина, Нидерландской револю¬
ции и вплоть до Английской революции. Так было, когда просветители
объявили войну католицизму, церкви и христианству накануне Фран¬
цузской революции. 8 [«А что законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно: потому что
праведный верою жив будет» (Гал.3.11); «Я есмь воскресение и жизнь; верую¬
щий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не
умрет вовек» (Иоан. 11.25-26).] 9 [Мф.10.4; Мк.3.18; Лука 6.15; Деян.1.13. См. S.G.F.Brandon. Jesus and
the Zealots, c. 17-18.] 10 [то есть «еретиками», так называются христиане в Талмуде, например,
ЬВег.28Ь-29а (барайта) и др.] 11 [«... если с кем-нибудь из галилеян, которые с тобой, будут плохо обращаться,
я закую твои ноги в железо...» (Миг 43 4-6)]. См. «море Галилейское» кано¬
нических Евангелий [Мф.4.18-22; 15.29; Мк. 1.16-20; 7.31; Иоан.6.1] и «мо¬
ре» в кумранских Комментариях [4Q 169 fir. 1-2 3-4: «Он на море прикрик<нет>
и иссу<шает еш> (Наум 1.4). Толкование этого: ‘море’ - это все ки<ттии>, что¬
бы учинить над ними правосудие и уничтожить их с лица (земли) вместе со
<всеми правите>лями их, власть которых закончится» (перевод И.Амусина)',
ср. lQpHab 3.9-11; 4Q 169 fr.3^1 3.10].