Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
77 сего - дьявол, Велиал, князь тьмы. Стяжательство, эгоизм и все его
проявления, все институты, созданные им и для него: семья, частная соб¬
ственность и государство, - все чувства и действия, их обеспечиваю¬
щие - любовь и ненависть, ложь и лицемерие, властолюбие и стремле¬
ние к счастью - суть [порождения и проявления] духа тьмы, грехи.291
Наступают последние дни этого мира зла, и все грешники погибнут, все,
кто не встал на путь освобождения (очищения) от грехов, путь искупле¬
ния своих преступлений перед Богом (справедливостью). Они ввели по¬
нятие искупления в том же значении, что и пророки VIII-VI вв., но они
должны были искупить не себя, а искупить землю,292 то есть взять на
себя грех мира. «Истина сделает вас свободными», - процитирует Ии¬
сус [Устав yahad] в IV Евангелии, и ему ответят: «Мы не были рабами
никому никогда. Как же ты говоришь - ‘сделает свободными’?»293 [...]
Отсюда построение культа Учителя на основе той культовой формы мес¬
сии Израиля, которая была дана в тексте «Двух колонок».294 Трапеза
встречи мессии Израиля в тексте «Двух колонок» - модель ритуала, ко¬
торый и был введен в практику eda «в последние дни». В том, что они
не открывали «малым» - герим тезиса искупления смертью Учителя -
Христа, видна последовательно проводимая линия. Трапеза раббим295 -
символ yahad. Следует обратить внимание на формулировку: [едины] не
в вере, а в учении.296 Здесь вещи названы своими именами, прямо 291 См. Устав yahad: «А к духу тьмы [кривды] относятся [стяжательство, по-
кладание рук в служении праведности, нечестие, ложь, гордость и надменность,
обман и лукавство, жестокость и сварливость, нетерпеливость и многая глупость,
и рвение дерзости к отвратительным делам в духе разврата, и мерзкие пути в
служении нечистому, бранная речь, слепота глаз, глухота уха, жсстоковыйность,
косность сердца, (что ведет) к хождению всеми путями тьмы, и злая хитрость»
(IQ S 4.9-11; пер. К. Старковой).] 292 [См. IQ S 8.6,10]. 293 [Иоан.8.32-33 (вольный пересказ).] 294 [lQSa 2.11-22]. 295 [1QS 6.2-5]. 296 [См. IQ S 5.2. На полях принадлежавшего Η. Е. перевода таблицы VI Устава
yahad карандашом записано:] То обстоятельство, что сразу вслед за трапезой
говорится о субординации, показывает, что это обряд yahad, выражение един¬
ства общины; совершенно тождественно понятие [то есть символ] хлеба в тра¬
пезе Дидахе [...].