Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
74 и о новой форме культа.276 Специфика кумранского Устава и состоит в
том, что он вообще отрицает жертву как ритуал и обряд. Вся жизнь «со¬
гласно этим правилам», когда служение Богу «поставлено над собой»,
само служение Богу - есть искупительная жертва. Обряд лишается сво¬
ей магической нагрузки и нужен только как внешнее выражение, как сиг¬
натура принадлежности к разряду сынов праведности, света, благодати
и Бога, в этом его организующая роль. Скрупулезное соблюдение суб¬
боты, определенных праздничных дней, особая одежда, ритуальные
омовения и т. д. ни в коей мере не противоречат сказанному, это все
внешние знаки, не имеющие самостоятельного магического значения, а
имеющие значение организационное.277 В общине Дамасского докумен¬
та, где нет системы абсолютного коллективизма, где состав был раз¬
нородный, рыхлый, ритуальная практика имела большее значение,
служила главным средством скрепления внутриобщинного единства.
Ритуальная практика приобретает тем большее значение, чем слабее
другие организующие факторы.278 *** В Уставе yahad раскрытие истины Бога есть эсхатологический про¬
цесс. Только в результате ликвидации мирового дуализма возможно и
необходимо раскрытие всей полноты истины. Этот процесс прямо за¬
висит от «меры духа святыни».279 В течение 1-й эсхатологической фазы
средством «учреждения духа святыни» и борьбы с духом кривды явля¬
ется его искупление. [... ] С другой стороны, «искупление зла» есть про¬
явление истины, меры ее познания. «Ибо духом совета божьей правды
(истины) искупаются пути человека, чтобы он мог взглянуть на свои де¬
ла при свете жизни и со святым духом соединиться».280 В течение эсха¬
тологической эры искупление - средство учреждения духа святыни для
раскрытия истины. 276 Ср. «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут по¬
клоняться Богу [Отцу] в духе и истине» [Иоан.4.23]. Совершенно ясно, что Ио¬
анн, автор IV Евангелия, исходил здесь из теологической доктрины Устава yahad. 277 [В рукописи это слово совершенно неразборчиво.] 278 Ср. средневековое поклонение мощам, иконам и т. д. 279 [См. прим. 42 на стр. 18.] IQ S [3.6-7; пер. К. Старковой]. 280