Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
71 Искупительная жертва Это становится тем более ясным, если рассмотреть место и роль ис¬
купительной жертвы в доктрине Устава yahad. Вступающие на путь познания Бога, на путь праведности - «добро¬
вольно жертвующие»259 - приносят в жертву yahad все личное, все свя¬
зи, привязанности, интересы, чтобы быть едиными (yahad) в знании,
труде и имуществе,260 «поставить над собой»261 дело борьбы со злом,
«уйти в пустыню, чтобы готовить путь Богу»262 и себя готовить к Цар¬
ству Божьему на земле, то есть речь идет об искуплении лжи в сердце
мужа и в мире. Искупительный комплекс, комплекс нормативов правед¬
ности, включает в Уставе yahad ту сумму правил, которые в целом со¬
ставляют систему полного коллективизма. *** Антипод истины - кривда, ложь; «учреждение духа святыни»263 рав¬
нозначно искуплению лжи. Социальный аспект «искупления» по Уставу
yahad имеет большое значение для понимания кумранской доктрины,
особенно в сравнении с модификацией этого догмата в каноническом
христианстве. По Уставу yahad искупительная жертва есть принесение
всего личного в жертву общине; по Дидахе жертва приносится общи¬
ной Учителю; согласно паулинистской трактовке Христос персонифи¬
цирует общину;264 согласно IV Евангелию искупительная жертва есть
жертва Учителя общине.265 Искупительный комплекс Устава yahad, то есть система нормативов
праведности, представляет собой систему полного коллективизма. [. . .]
Искупление - решающее и единственное средство соединения с духом
святыни и его утверждения; искупление предназначено «учредить дух 259 [См. прим. 143 на стр. 44 ] 260 [См. 1QS 1.11-13]. 261 [См. 1QS 5.10]. 262 [1QS 8.13-14]. 263 [См. IQ S 9.3]. 264 [См. стр. 235-236.] 265 [См. омовение ног ученикам (Иоан. 13.4-12) и др.]