Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
70 жертва искупления зла и служения добру, как познание Бога и «приго¬
товление пути Богу»256 и вместе с тем сам факт вступления в общину
служил одновременно знаком божественного предназначения, избран¬
ничества и принадлежности сынов света будущему вечному царству бо¬
жественной справедливости на земле. «И все содеянное с ним он (член yahad) одобряет, как добровольную
жертву, и, кроме воли Бога, не хочет (ничего)».257 «Спасение» тождественно «искуплению мира»,258 реализации пла¬
на освобождения истины. Этот божественный план должен быть выпол¬
нен во всех деталях, его завершение есть Божий суд и уничтожение мира
зла. Решающим средством борьбы с миром зла в течение эсхатологиче¬
ской эры является коллективизм труда и быта, абсолютный коллекти¬
визм, мыслимый как антитеза миру стяжательства и неправды. В про¬
цессе борьбы идет и процесс отбора. Община - избранники Бога, мо¬
дель Царства Божьего на земле, коллективизм не есть только временная
мера, это искомая форма организации общества, основанного на нача¬
лах абсолютной, то есть божественной, справедливости, modus vivendi
сынов света. Комплекс спасения - это средство стать совершенными, tmymym, и
быть совершенными членами будущего и вечного Царства Божьего. Личное спасение предполагает коллективное и возможно только как
компонент коллективного спасения. 256 [IQ S 8.12-16; 9.19-20]. 257 [IQ S 9.24 (пер. К. Старковой).] [См. IQ S 8.6-7 и др.] 258