Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
60 Был ли Кумран утопией? Мы знаем, что [потерпев поражение] при¬
шли они в христианство, в христианскую церковь, в новую, первую все¬
мирную религию, более того, еще и во вторую, и тоже почти всемирную,
во всяком случае мировую религию - ислам, пришли в новую цивили¬
зацию, новую систему, с языческим миром было покончено, начиналась
новая эпоха всемирной истории. Однако революционный зародыш -
идея справедливого общественного строя - с тех пор возникал во все пе¬
реломные моменты истории: средневековые ереси, Реформация, ранние
революции в Нидерландах и Англии, и [уже нельзя было отказаться от]
познания, творчества как диалектического процесса. Кем был бы Гегель
без монотеизма? Вероятно, Аристотелем. Конечно, выжила религия. Другое дело - переход от Кумрана к христианству. Ясно видно, от
чего пришлось отказаться при решении основного тактического вопро¬
са революции. Оказалось, что та форма, в которой они вносили рево¬
люционное сознание [в массу простых людей], была объективно необ¬
ходимой и неизбежной. Только в форме религии революционное учение
Кумрана могло быть принято широкими массами [трудящихся] Среди¬
земноморья и германскими варварами, как и полуварварами арабами.
Прежде всего сузились и деформировались социальные принципы Кум¬
рана, еще до поражения восстания стало ясно, что либо Кумран не овла¬
деет массами [и не окажется в состоянии вести] борьбу против мировой
рабовладельческой системы, либо он в союзе с массами сокрушит эту
систему, но это не будет осуществлением того царства справедливости,
за которое боролся Кумран. Выбор был сделан в пользу народных масс,
изменили организационную структуру общины (eda), изменили органи¬
зационно-тактические принципы, и мессианско-эсхатологическая док¬
трина Кумрана стала функционировать как мессианско-эсхатологиче¬
ский культ Учителя праведности.221 Совершенно очевидно намеренное
создание такого культа в конце I в. до - начале I в. н.э. Превращение
мессианско-эсхатологической доктрины Кумрана в мессианско-эсхато¬ 221 [Этот созданный руководством общины довоенный культ существенно от¬
личался от «чисто мессианского» культа, который был разработан после Иудей¬
ской войны и к которому мы привыкли. Следы этого «мессианско-эсхатологи¬
ческого» ку льта мы встречаем в Посланиях; ему предшествовал «эсхатологи¬
ческо-мессианский культ», зафиксированный в единственном из дошедших до
нас документов - в Дидахе. Обычно Η. Е. говорила просто о первой, второй и
третьей стадиях развития культа Учителя праведности.]