Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
6 копии, язык, которым они написаны, напоминает язык атеистической
литературы тех лет. Вперемежку с Дидахе идут личные записи, на по¬
лях рисунки. Н Е. прервала работу, не доведя до конца. Позднее она ска¬
зала мне, что «с Дидахе все стало ясно». Большая часть этих записей
вошла в настоящий сборник, кусок, непосредственно связанный с Ди¬
дахе, почти целиком. В 70-90-е годы Η. Е. продолжала разработку сво¬
ей теории возникновения христианства. Результатом были рукописи, по¬
священные Дамасскому документу, кумранским Комментариям, Посла¬
ниям Павла, Пастырю Гермы, Евангелию Петра. Значительная их часть
также вошла в книгу. Мне пришлось исключить многие рукописи, где
говорится о догматической хронологии кумранских текстов, символике
и календаре канонических Евангелий, они потребовали бы слишком
пространного комментария, поэтому я ограничился тем, что безуслов¬
но необходимо для понимания концепции Η. Е. Мои дополнения заклю¬
чены в квадратные скобки, редакторская правка (часто значительная) и
расшифровка постоянно встречающихся в тексте сокращений специаль¬
но не оговаривается. В примечаниях я ссылаюсь на литературу, которую
нашел в доступных мне библиотеках, и не обращаю внимания на воз¬
никающие при этом анахронизмы. Я благодарен ведущему библиотекарю РНБ Е.Е.Черкезовой,
ст. н. сотруднику ИВ РАН С. М. Якерсону и Е. К. Юзбашян. Е. В. Львова
и О.М.Миттельман помогали мне править корректуру, А. В. Сергеев и
М.В. Соболева оказали ценную техническую помощь, они постоянно
поддерживали меня своим дружеским участием. А. А. Грузова состави¬
ла библиографическое описание. Я благодарен друзьям Η. Е. за то, что
эта книга вышла в свет. А. Г.