Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
57 2) был ли, практиковался ли мессианский культ в Кумране, был ли
это культ двух мессий или одного, если одного, то какого из двух? 3) становится ли этот человек объектом мессианского культа [в до¬
ступных нам документах]? 4) как были перенесены функции двух разнородных мессий на од¬
ного Иисуса? 5) по каким вопросам шла борьба среди сектантов, шла ли борьба
по вопросу о том, можно ли объединить функции двух мессий? Таким образом, на практике вопрос сводится к тому, чтобы устано¬
вить факт формирования мессианского культа в Кумране и превраще¬
ния Учителя праведности в объект почитания этого культа в промежут¬
ке между Кумраном и христианским каноном, и к проблеме идентифи¬
кации объекта мессианского культа с мессией Иисусом канонического
Нового Завета. В сущности своей вопрос, собственно, сводится к про¬
блеме социально-организационной структуры [ессейских] общин и так¬
тике радикального сектантства в эпоху, когда идеологическим выраже¬
нием острого социально-политического кризиса, знаменем массового
народного движения была религиозная форма, [потому что строитель¬
ство культа предполагает, что организация опирается на широкую] мас¬
совую базу. [... ] Фигуры оживут, и окажется, что это один человек, всем хорошо
известный евангельский Иисус Христос, так поразительно похожий на
кумранского Учителя справедливости, Сын Давидов и не сын Давидов,
пастырь и агнец, Сын Божий и сын человеческий, царь славы, умираю¬
щий распятым на кресте как восставший раб или захваченный в плен
мятежник. Однако уникальность Иисуса Христа не в этом, так же как
уникальность Учителя праведности. Распятых рабов и мятежников бы¬
ло много. И вера в воскресение на Божьем суде была всеобщей: и ессеи,
и фарисеи,212 и христиане верили в это. Но только двоих за всю исто¬
рию от Кумрана до христианского канона Бог поставил построить себе
общину и передал им свой суд над всеми народами.213 212 См. Иосифа Флавия [AJ 18.1.3,5; £72.8.11,14]. [4Q pPs 37 3.15-17; CD 1.11; IQ pHab 5.4; cp. Мф.16.18; Иоан.5.22 и др ] 213