Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
51 но ли на основании имеющихся данных выяснить происхождение куль¬
та личности Учителя? I. Обратимся к эсхатологической периодизации по Уставу yahad
и Дамасскому документу. По Уставу yahad подготовительный период
(1-я эсхатологическая фаза), в течение которого идет искупление «со¬
гласно этим правилам», продолжается «от начала до прихода пророка
и мессий Аарона и Израиля».189 В Дамасском документе дается не¬
сколько иная эсхатологическая периодизация: «от дня кончины Един¬
ственного учителя до того, как встанет мессия из Аарона и из Израи¬
ля».190 Очевидно, что роль основателя общины Нового Союза в стране
Дамаска, отведенная Учителю праведности, обусловила и определила
его место в мессианской формуле Дамасского документа. В Дамас¬
ском документе Учителю праведности отведена роль божественного
посредника,191 на него перенесены высшие прерогативы, принадле- тексте Устава yahad, чтобы подчеркнуть прерогативу Совета общины вести Суд
Божий. С «камнем краеугольным» мы постоянно сталкиваемся в тексте Ново¬
го Завета: Иисус назван «камнем живым, человеками отверженным, но Богом
избранным, драгоценным» (Шетра 2.4-8, со ссылкой на приведенную выше ци¬
тату Ис.28.16; следом Петр цитирует стих Пс. 118.22: «Камень, который отвергли
строители, соделался главою угла» - и стих Ис.8.14, где говорится о «камне пре¬
ткновения»); Павел делает из двух цитат Исайи одну, считая тем самым, что
речь идет об одном и том же камне и что камень этот - Иисус Христос (Рим.9.32-33;
первое полустишие стиха 32 требует специального рассмотрения); об этом камне
(со ссылкой на Пс. 118.22-23) говорит Иисус в Евангелии от Матфея: «кто упа¬
дет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит»; речь идет о
Суде Божьем (Мф.21.42^14; ср. Мк.12.10-11; Лука 20.17-18; у всех синопти¬
ков речь идет о крещении Иоанновом, «камень» и «проложенный в пустыне
путь» связаны друг с другом, обе цитаты стоят рядом в Уставе yahad); в Деяни¬
ях апостолов Петр, исполнившись Святого Духа, говорит начальникам народа
и старейшинам Израильским о Иисусе Христе Назорее, которого они распяли:
«Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою
угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного
человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4.11-12). Ср. Огкр.2.17;
ср. Фома 70. Фразеология, связанная в Уставе yahad с Советом общины, пере¬
носится на Иисуса Христа по мере того, как на него переносится прерогатива
Совета общины вести Суд Божий]. 189 [1QS 9.10-11]. [CD 19.35-20.1]. 190