Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
5 1955 г. она вступила в партию и в сентябре 1978 г. вышла на пенсию.
Она стала прекрасным педагогом, но настоящим ее призванием была
история. В университете Η. Е. заинтересовалась средневековыми ересями, они
привели ее к загадке возникновения христианства, ей захотелось понять,
«откуда все это взялось». В 1947 г. были открыты кумранские рукопи¬
си, эти документы заполнили лакуну между книгами Еноха и Юбилеев
и новозаветными текстами. Поиски недостающего звена между Кумра-
ном и новозаветными Посланиями привели Η. Е. к Дидахе (полное на¬
звание этого небольшого, написанного по-гречески документа - «Уче¬
ние Господа, через двенадцать апостолов переданное язычникам»), В на¬
чале 60-х годов загадка была разгадана. Я познакомился с Надеждой Ефремовной в 1976 г. Она жила в доме
№ 14 на Пушкинской улице. В большой комнате царил хаос, в углу сто¬
ял обеденный стол, покрытый клеенкой, книги беспорядочно лежали на
полке, на столе и на полу. На стене висела фотография матери. Передо
мной стояла невысокая старушка в очках, просто одетая, из-за седых во¬
лос она казалась старше своих 50 лет. Ей приходилось поднимать лицо
вверх, при этом она немного наклоняла голову набок. Сначала мое вни¬
мание привлекли книги, потом мы заговорили. Надежда Ефремовна слу¬
шала внимательно, говорила спокойно, была доброжелательна и сосре¬
доточенна. Я не встречал более интересного собеседника. «Сократ в юб¬
ке», - смеялся я, когда мы подружились. В 1990 году мы написали статью и попытались ее опубликовать, из
этого ничего не вышло. Статья датирует один из кумранских текстов,
Комментарий на книгу пророка Исайи, временем высадки Ирода в Па¬
лестине, датирует с точностью практически до года, нам казалось тогда
(а мне кажется до сих пор), что это была большая удача. Идея статьи
принадлежит Η. Е., она одобрила окончательный текст. Эту статью я по¬
местил в приложении к настоящему сборнику. В текст статьи внесены
незначительные исправления. После смерти Надежды Ефремовны в 1996 г. остались разрозненные
бумаги. Примерно треть этих «кумранских рукописей» вошла в настоя¬
щую книгу. Наиболее ранние записи посвящены Дидахе, они датируют¬
ся концом 50-х - началом 60-х годов. Эти бумаги были сложены отдель¬
но. Это единственная попытка Н.Е. подготовить научную работу, год¬
ную для печати. Об этом свидетельствуют многочисленные авторские