Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
49 актуален культ, актуально ожидание конца дней, актуально привлече¬
ние новых членов. [Учитель праведности в Дамасском документе] Эсхатологией проникнуты все стороны кумранской доктрины, в том
числе и трактовка искупления грехов по Уставу yahad. Весь «путь пра¬
ведности» - предпосылка спасения; индивидуальное спасение возмож¬
но только как часть коллективного, а коллективное спасение предпола¬
гает индивидуальные действия, направленные к общей цели: «духом со¬
вета божьей правды искупаются пути человека».175 Суд кладет конец
кривде, тьме, царству Велиала в космическом плане, миру зла в соци¬
ально-этическом плане. Община «избранников Бога» должна быть под¬
готовлена и морально-этически, и организационно ко дню суда, чтобы
выступить в качестве «правдивых свидетелей и добровольных избран¬
ников, чтобы совершить искупление заземлю (страну) и обратить на не¬
честивцев заслуженное ими».176 Они (Совет общины) «будут угодны для
совершения искупления за землю (страну) и чтобы вынести суд нечес¬
тию, и не станет кривды».177 В Комментарии к Хаваккуку судебная прерогатива передана Учите¬
лю праведности: «В руки Своего избранника (Учителя праведности) Бог
отдаст суд над всеми народами».178 А «исполняющих закон из дома Иу¬
ды Бог спасет от Дома правосудия (от суда Божьего) за их страдания и
веру в Учителя праведности».179 О судебной прерогативе Учителя пра¬
ведности в Дамасском документе не сказано ничего. Таким образом, в
кумранских документах мы находим источник тех двух тенденций в
трактовке суда Божьего, которые воспроизведены затем в новозаветном
христианстве. В новозаветном каноне отчетливо прослеживаются две тенденции.180
Первая представлена группой Посланий Павла и Евангелием от Мат¬ 175 [IQ S 3.6 (пер. К. Старковой).] 176 IQ S 8.6-7. 177 IQ S 8.10 [пер. К. Старковой]. 178 IQ pHab 5.4 [пер. И.Амусина]. 179 lQpHab 8.1-3. 180 [Эго рассуждение опровергается следующими стихами: 1Кор.4.5; 15.25;
Откр.4.4 и др.; правильна мысль о преемственности кумранских документов и