Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
48 рать отступников, оппозиционеров и изменников в период отсутствия
Единственного учителя: «все люди, которые вошли в Новый Союз в
стране Дамаска и отвернулись, и изменили, и отступили от колодца жи¬
вой воды - не будут более считаться в собрании народа и в его запись не
будут внесены от дня кончины Единственного учителя до того, как вста¬
нет мессия из Аарона и из Израиля».173 И если в Уставе yahad (как и в
других близких к нему кумранских документах) каждое положение обос¬
новано теоретически в соответствии с доктриной праведности сообра¬
жениями высшего порядка и наблюдается своего рода параллелизм ме¬
жду теорией и практикой, то в круге Дамасского документа центром, из
которого все исходит, точнее, к которому возведены все установления,
является Единственный учитель, что вполне гармонирует с авторитар¬
ным характером организационной структуры общины Дамасского до¬
кумента в отличие от демократического принципа коллективизма общи¬
ны Устава yahad.174 Внутреннее противоречие - сохранение частной собственности, се¬
мьи, рабства и административно-дисциплинарные принципы органи¬
зации (судебная коллегия - высший орган, субординация, разбухший ад¬
министративный аппарат, множество надзирателей-единоначальников,
система наказаний, институт смертной казни), то есть противоречие ме¬
жду демократическим, широким, разнородным социально и этнически
составом общин и антидемократическими, авторитарными методами
управления, делало неизбежным, необходимым создание культа, кото¬
рый только один и мог органически разрешить это противоречие [...]
это же противоречие [... ] подрывало иерархический принцип [деления]
по коленам [т. е. деления членов общины на ааронитов, сынов Левия, и
остальных], так как с наплывом прозелитов неизбежна была борьба за
«первые места». [... ] В общинах широкого профиля типа Дидахе поко¬
ленный принцип просто стерт, так как стерто его актуальное значение, 173 [CD 19.33 -20.1]. 174 [Дальше в рукописи речь идет о расколе общины, о смерти Учителя и о со¬
мнениях в том, что Нечестивый первосвященник, с одной стороны, мог быть
официальным первосвященником, а с другой стороны, «призван именем исти¬
ны» (lQpHab 8.9).]