Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
46 В Уставе yahad не только нет какого-либо лица, которому отдавалось
бы предпочтение в изучении и истолковании Торы, открытии истины
или установлении новых законов, наоборот, в соответствии с принци¬
пом коллективизма вся работа по изучению и истолкованию ведется кол¬
лективно, все раббим проводят треть ночей в чтении, от каждого десятка
(первичная структурная единица общины) выделяется один освобож¬
денный от других дел,160 и высшей инстанцией является Совет общины
из 12-ти раббим и 3-х первосвященников, ааронитов, перед которым все
отчитываются: «и всякое слово, сокрытое от Израиля, какое найдется у
человека расследующего, пусть не скрывает от этих (Совета общины)
из-за боязни духа отступничества». За самовольное истолкование пред¬
писывается строгое наказание, как и за отступничество от Торы. Со¬
вет общины - «стена испытанная, драгоценный краеугольный ка¬
мень...».161 Право первосвященников, «сынов Аарона», на власть в общине
Устава обусловлено их «духовностью», а право раббим - степенью со¬
вершенства, никакой апелляции ни к какому авторитету по этому слу¬
чаю не требуется. Другое дело в Дамасском документе, здесь на верху
иерархической административной лестницы тоже стоят «сыны Аарона»,
но власть у них потому, что так предписал «законодатель»: «А знатные
из народа - это те, которые пришли копать этот колодец (изучать зако¬
ны Торы) скипетрами (то есть как власть имеющие) и относительно ко¬
торых предписал Законодатель,162 чтобы ими руководствоваться в
течение всего периода нечестия... и без которых они не достигнут при¬
хода (пока не встанет) Учитель праведности (тот, кто будет учить в кон¬
це дней)».163 Несомненно, что «Законодатель» этого текста и «Учитель 160 [1QS 6.3-8]. 161 1QS8. 162 Ср. «законодателя ессеев» в «Иудейской войне» Иосифа Флавия [2.8.9-10:
«Война с римлянами во всех отношениях проверила их силу духа. Во время вой¬
ны их скручивали, растягивали, жгли, ломали и провели через все орудия пы¬
ток для того, чтобы они возвели хулу на законодателя либо отведали запрещен¬
ной пищи. Однако они не соглашались ни на то, ни на другое, никогда не заис¬
кивали перед мучителями и не плакали. Улыбаясь в мучениях и насмехаясь над
теми, кто их пытал, они испускали дух в радостной уверенности, что они вновь
его обретут» (переводМ. Елизаровой).] 163 CD 6.8-11.