Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
41 [Кумранские комментарии] Рассказ о кумранских Комментариях надо начинать с [политиче¬
ской] ситуации VIII—VI веков и ее интерпретации в Комментариях как
кануна Суда Божьего, под которым понимается нашествие киттиев. Ис¬
ходное положение: это период нечестия, наступают последние дни; «от
Антиоха до нашествия киттиев»121 - это период правления дома Хас-
монеев, [в стране сложилась] революционная ситуация. Отсюда вы¬
текает отношение к государственной власти: Ианнай - «лев ярости»,
«львенок»122 и т. д., [так же относились к государственной власти] Исайя
и Иеремия. У Исайи был царь Езекия,123 в начале деятельности Иере¬
мии был царь Иосия,124 они были помазаны пророками125 и сотрудни¬
чали с партией пророков, утверждая монотеизм. Оба великих пророка
сотрудничали с царской властью, но выступали против Менашше126 и
других, речь шла не о принципиальном отрицании государственной
власти, но об отрицании нечестивой власти, нечестивого порядка: «Нет
власти127 не от Бога». непримиримо враждебна всем буржуазным партиям»; его же. Крах II Интер¬
национала. Соч., т. 18, с. 267: «Под социал-шовинизмом мы разумеем призна¬
ние идеи защиты отечества в теперешней империалистской войне, оправдание
союза социалистов с буржуазией и правительствами ‘своих’ стран в этой войне,
отказ от проповеди и поддержки пролетарско-революционных действий против
‘своей’ буржуазии и т. д. Совершенно очевидно, что основное идейно-полити¬
ческое содержание социал-шовинизма вполне совпадает с основами оппорту¬
низма. Это - одно и то же течение... Главное в оппортунизме есть идея сотруд¬
ничества классов». В принадлежавших Η. Е. томах первая цитата подчеркнута
красным карандашом, вторая - шариковой ручкой. Здесь и далее ссылки даны
на III издание Сочинений В.И. Ленина, М.-Л., 1927-1934 гг.] 121 [4Q 169 fr.3—4 1.3]. 122 [«Лев ярости» - 4Q 169 Гг.З—4 1.4-5; 4Q 167 fr.2 2; «лев, львица и львенок» -
4Q 169 Гг.3-4 1.1; имеются в виду Александр Ианнай, Александра Саломея и
их сын Аристобул.] 123 [2Цар. 18-20; Ис.37-38]. 124 [Об Иосии см. 2Цар.22.1 - 23.28]. 125 [О том, что эти цари были помазаны пророками, мне ничего не извест¬
но. - А. Г. Ср. Сир.49.1]. 126 [В синодальном переводе «Манассия»; см. о нем 2Цар.21.1-17]. 127 [Здесь употреблен дательный падеж, а не родительный.]