Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
397 ту не приступали около 30-ти лет, после смерти Ирода Великого строе¬
ние было восстановлено.1782 С приходом Ирода к власти членам общи¬
ны пришлось эмигрировать или скрываться. Сказанное хорошо согласуется и с другими кумранскими коммента¬
риями, находящимися в нашем распоряжении. Все они представляют
собой компактную группу документов, обладающих общими стилисти¬
ческими особенностями, приемами толкования комментируемого текста
и т. д. 4Q pis, 4Q pHos, 4Q pPs 37 и некоторые другие написаны сход¬
ным почерком. Более чем вероятно, на наш взгляд, что все они написа¬
ны приблизительно в одно время, во всяком случае отражают опреде¬
ленный этап в жизни общины, но эта тема выходит за рамки настоящей
статьи и требует специального исследования.1783 1782 J. Allegro. The Dead Sea Scrolls. Harmondsworth, 1978, pp. 94-95. 1783 4Q 164-165 (4Q pis'1 c) содержат комментарий к Второисайе (Ис.54.11-12
и Ис.40.12). 4Q 163 содержит слово «Вавилон» (fr.4-7 2.4). Из сказанного сле¬
дует, что этот комментарий (или комментарии) был написан после захвата Ие¬
русалима Иродом и представляет собой самостоятельный документ, отражаю¬
щий новую историческую ситуацию. Сделанные в статье выводы относятся к
4Q 161,- А. Г.