Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
395 пришел Ирод. В 4Q plsa также говорится об ожидании «отпрыска Дави¬
да» в конце дней, «во времена киттиев».1775 Текст Иосифа сравнивает
Ирода с ожидавшимся Мессией, это сравнение переходит в противопо¬
ставление, результатом оказывается наделение Ирода чертами антихри¬
ста (здоровые при нем охромели, зрячие ослепли и т. д.) Все вместе озна¬
чает, что время рассматривалось как эсхатологическое, канун прихода
Мессии и начала суда. Тем более, что приближался указанный в книге
Даниила эсхатологический срок 490 лет. Если считать от освящения
Второго храма во 2-м году царствования Дария, он должен был упасть
на 30 г. до н. э., если считать от возвращения из плена, то раньше, меж¬
ду 49 и 40 гг. до н.э. Приход к власти Ирода находится как раз посре¬
дине этих двух дат - это 37 г. до н. э. Такого рода разговоры и подсчеты
жестоко подавлялись царем. Следует также обратить внимание на то,
что один из священников у Иосифа Флавия начинает сравнивать время,
в которое ему посчастливилось жить, со временем Навуходоносора и Ва¬
вилонского плена. Нам осталось рассмотреть последнюю трудность, препятствующую
проведению аналогии между Иродом и Синаххерибом. Поход послед¬
него закончился для иудеев благополучно, а Ирод взял Иерусалим. Осо¬
бенность кумранских пешарим, на которую мы указали выше, их несо¬
мненная актуальность, позволяют эту трудность преодолеть, более то¬
го, мы можем предложить точную датировку документа. Наш пешер был
написан после начала войны, но до того, как ее исход определился с до¬
статочной ясностью, другими словами, в тот момент, когда была надеж¬
да, что поход Ирода будет аналогичен походу Синаххериба, а не (упаси
Бог) Навуходоносора.1776 Это значит, что 4Q 161 был написан между 40
и 37 г. до н.э.1777 1775 4Q 161 fr.8-10 11-24. См. DJD V, рр. 13-14. И.Амусин. Тексты Кумрана.
М., 1971, с. 78. Это снова вызвало интерес в связи с дискуссией по поводу
4Q 285. - См. John J. Collins. Messiahs in Context: Method in the Study of
Messianism in the Dead Sea Scrolls. MIDSS, pp. 216-217. 1776 Cm. 4Q 161 fr.2-4 6-10 (Ис. 10.24-27), где автор Комментария устами Исайи
призывает членов своей общины не бояться «Ашшура», еще немного, совсем
немного, и враг потерпит поражение, его бремя будет снято с плеч, а ярмо - с
шеи народа. 1777 С большой вероятностью можно утверждать, что документ написан сразу
после высадки Ирода в Акко-Птолемаиде, то есть ок. 39 г. до н. э.