Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
391 нает манеру использования ветхозаветных цитат в новозаветной лите¬
ратуре. Эти отличия вторичны и вызваны, как нам кажется, тем, что рав¬
вины и кумранские комментаторы ставили перед собой задачи не толь¬
ко различные, но по смыслу противоположные. Раввинистическое тол¬
кование исходит из комментируемого текста, ищет и находит события,
которые удовлетворяют выбранной лемме, его можно назвать ученым
толкованием. Комментатор из Кумрана, напротив, как нам представля¬
ется, исходил из исторического события, современником которого он
был и к которому подбирал соответствующую лемму. Его комментарий
формально был комментарием на книгу пророка, в нашем случае - на
книгу пророка Исайи, а по существу был комментарием на событие.
Книга пророка была, скорее, средством выражения собственных идей и
представлений, это публицистика, а не ученое толкование. Мы хотим
сказать, что рассматриваемое событие должно было представлять для
комментатора жгучий и актуальный интерес, иначе особенности его ра¬
боты вряд ли могут быть поняты. Этот интерес был следствием убежде¬
ния, что именно его общине предопределено сыграть решающую роль в
судьбе мира, послужить инструментом для осуществления планов Бо¬
га, скрытых в книгах пророков и ждущих своего часа. Поэтому все, что
говорят пророки, комментатор относил к своей общине и искал тексты,
могущие разъяснить то, что происходило с общиной в его время или,
лучше сказать, искал тексты, которые могут помочь ему донести свое
восприятие актуальной политической ситуации до слушателя.1768 Это¬
му нет аналога в писаниях раввинов. Концепция божественного предопределения заставляла комментато¬
ра рассматривать происходившие события с точки зрения эсхатологии,
основной вопрос, который его занимал - наступил или нет предсказан¬
ный срок конца дней и суда. Вычисления срока конца дней прямо за¬
прещены Талмудом, но это как раз то, чем занимался наш комментатор.
Именно эсхатология дает нам в руки ключ к датировке фрагмента, ока¬
завшегося в нашем распоряжении. 1768 Эго и делает кумранские комментарии столь загадочными, возникает па¬
радоксальная ситуация: мы лучше понимаем самих пророков, чем кумранские
комментарии к ним, и нам приходится пользоваться книгами пророков в каче¬
стве комментария к кумранским текстам.