Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
39 ля». Впервые «отпрыск Давида» появляется в Комментарии к Исайе109
(не исключено, что он был уже в Комментарии к Михею,110 полностью
не сохранившемуся). Комментарий к Исайе может быть датирован с аб¬
солютной точностью 39 г. до н.э., когда в Акко-Птолемаиде высадился
Ирод, чтобы идти против Антигона и Иерусалима.111 При этом отпрыск
Давида должен придти с Истолкователем Закона,112 Учителем правед¬
ности, которому Бог «открыл учение о конце дней»113 и «передал суд над
всеми народами»,114 а «исполняющие Закон в доме Иехуды будут спасе¬
ны от суда за их страдания и веру в Учителя праведности».115 Другого
пути создания массовой открытой организации для внесения револю¬
ционной идеологии в массы не было. Вот источник построения культа
Учителя. И к середине I в. н.э., лет через 80-90, мессианско-эсхатоло¬
гическое учение Кумрана стало массовой идеологией, революционное
движение (и восстание 66-73 гг.) пошло под знаменем мессианизма, а
не народно-освободительного движения.116 Впервые в истории мировая
революция была подготовлена массовой революционной партией. На
протяжении всего этого времени (с конца I в. до н.э. и до Великой Иу¬
дейской войны 60-х гг. н.э.) складывалась структура партии как орга¬
низации типа eda, то есть массовой организации, руководящим центром
которой, ее ядром, был yahad, профессиональные революционеры. Каж¬
дая организация типа eda имела центр yahad, [это не что иное, как] прин¬
цип демократического централизма. Для eda начал формироваться культ
Учителя праведности, главы всей eda. Первые и важнейшие шаги в этом
направлении были сделаны сразу, как только образовалась «община Но¬
вого Завета в стране Дамаска». Завершением была Дидахе.117 109 [См. прим. 1775 на стр. 395.] 110 [IQ pMi (1Q 14).] 111 [См. Приложение, стр. 395.] 112 [4QFlor 1.11; термин «Истолкователь Закона» встречается также в 4Q РВ 1.5;
CD 6.7; 7.18. См. И.Амусин. Тексты Кумрана, с. 278, прим. 28.] 113 [Вольный пересказ IQ pHab 2.6-10; 7.1-5.] 114 lQpHab [5.4]. 115 [lQpHab 8.1-3]. 116 [как восстание Антигона-Маттафии против Рима и Ирода.] 117 Уход общины из Иудеи после прихода Ирода к власти, «бегство в Египет и
Дамаск» - явно условные названия. В данном случае географическое местона¬