Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
381 та требовалась подготовка, уверенность, что Бог намерен вмешаться, что
это вмешательство Богом предусмотрено и входит в его план творения
мира. Требовалась вера в Бога, творца и судью. Этим планом была эс¬
хатологическая хронология, а теми, кто предназначен осуществить план,
была сама община и ее глава - Господь, маран, Иисус Христос, времен¬
но отсутствующий, воскресение которого на суде Божьем и было знаме¬
нием суда Божьего - его началом. Суд Божий мыслился как конец мира
зла, как мировая революция. *** Разница между грехом и злом состоит в том, что зло искупить стра¬
даниями нельзя, грех - можно. Грех и был введен для приобщения к
нравственности. Первое, с чего начинается вступление на путь нравст¬
венности, есть покаяние, осознание греха, это средство, нужное лишь
обычным людям и возможное только у них, озабоченных своим личным
благополучием, так как действует принцип личного спасения, принцип
награды и наказания, «баш на баш», воздаяния, по-настоящему им нет
дела ни до истины, ни до справедливости, нет дела до всего, что прямо
их не касается. Это путь к вере. И, наоборот, лишь немногие беспокоятся о всех, о всеобщем, о прав¬
де. Они видят зло мира и не могут вынести несправедливости и зла, под¬
нимаются на борьбу со злом. Очевидно, верят в возможность добра (Па¬
вел не верил, он верил в возможность спасения). Это искатели правды,
революционеры. И для них грех, покаяние, страдание, искупление, лич¬
ное спасение - не нужны, не это их цель. Их цель - спасение всех, уста¬
новление справедливости. Это те, кто верит, кто считает справедливость
не только возможной, но искомой, непререкаемой и божественной. Они
полагают жизнь свою за освобождение. Из тьмы и смерти этого мира в свет и жизнь мира будущего перехо¬
дили только сыны света, сыны Божьи, избранники Бога, члены кумран-
ской общины, новая плоть. Это не было наградой за страдания и аске¬
тизм, как в позднейшие времена, потребительское отношение к жизни и
к Богу было чуждо и враждебно Кумрану, это было простым осуществ¬
лением божественного плана развития человечества, открытием всей
полноты истины, концом дуализма. Избранничество понималось так: