Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
380 го ничего нет.1747 «И кроме воли Бога не хочет ничего», - записано в
Уставе Кумрана, об этом говорит и книга Иова. Речь идет не о сделке с
Богом по принципу «даю, чтобы ты дал», а об абсолютной вере и беско¬
рыстии. Во время Маккавейских войн свободный выбор - акт веры. Муче¬
ничество в принципе отличается от героизма, от римского мифа, от ге¬
роики античного полиса: здесь - смерть и мученичество за веру, при¬
чем без веры в бессмертие души, там - смерть и мученичество за полис,
слава как воздаяние. Это свидетельствует об индивидуальной вере, ре¬
лигиозном сознании, религиозной форме общности, это - непременное
условие индивидуального избранничества, иными словами - сознатель¬
ного выбора. Культ оформлен в цикл, форма цикла имманентно присуща культу,
на то он и культ - ему присущи повторяемость, необратимость, симво¬
лика. Даже трапеза терапевтов, как ее описал Филон,1748 это цикл. Лю¬
бое праздничное действие циклично, отметили праздник - и поехали
дальше. Раз так было, значит, так есть и так будет. Культ дает надежду и
есть основание веры. В чем особенность евхаристии Дидахе как культа
воскресения? Воскресение должно произойти в будущем на ожидаемом
суде Божьем. Суд должен произойти на самом деле, вне культа. Они мо¬
лили о его наступлении. Не о своем спасении, а о том, чтобы Бог начал
суд Божий. «Да придет благодать, да прейдет мир сей» - кончится, бу¬
дет уничтожен Богом. И когда суд начнется, началом его будут три зна¬
мения истины: небеса отверстые, звуки трубы и воскресение мертвых.
«Придет Господь и все святые с ним». Это конкретное событие мирово¬
го значения, его они ждали, о нем просили Бога всей общиной, отмеча¬
ли в своей евхаристийной трапезе, предвосхищая его осуществление. Но
осуществление, реализация были вне культа. Культ нужен был для об¬
ращения от имени общины к Богу с просьбой о скорейшем наступлении
суда. В сущности, это как молитва о спасении при кораблекрушении, на¬
пример, с тем отличием, что просили не спасти от бедствия, просили о
прямом вмешательстве Бога в дела всего мира. Конечно, для такого куль- 1747 [Ср. Серен Кьеркегор. Страх и трепет, с. 22-28.] \l)e Vita Contemplativa, 66-89]. 1748