Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
375 здать общину Бога, общину евионим - бедных, и жить согласно этим
правилам до прихода пророка (эсхатологического пророка) и мессий
Аарона и Израиля. Можно, конечно, возразить, что в исламе речь идет
об одном мессии и ничего не говорится об Аароне и Израиле, то есть
что исламская община имеет иную организационную структуру, чем
кумранская. Это так, и именно это обстоятельство снимает возражение
в целом, так как совершенно ясно, что связь ислама с Кумраном не есть
ни заимствование, ни механическое перенесение; после того, что стало
известно о развитии Кумрана в раннее христианство и об этапах этого
развития, становится понятно, что применительно к условиям распада
родоплеменного строя у арабов Кумран выработал и применил иную
форму организации общин, иные тактические принципы, чем по отно¬
шению к поздне-эллинистической системе рабовладельческой ци¬
вилизации. С другой стороны, признание Иисуса пророком и непризнание его
мессией, по-видимому, можно рассматривать как антихристианский
выпад (или, точнее, позицию), но зачем тогда нужна такая «вежли¬
вая» форма этого выпада против основного, краеугольного положе¬
ния христианства? Эта «странность» тем более видна, если сопоста¬
вить ее с Талмудом,1739 где Иисус - не мессия, не пророк, а некий
незаконнорожденный, еретик и учитель ереси, живший во времена
Ианная и казненный как еретик («сведший Израиль с пути»1740) не¬
известно когда, то ли вскоре после Ианная, то ли несколько позже,
но во всяком случае не в традиционно-евангельское время. Оценка
Иисуса в Талмуде однозначна и безусловна. Тем более важно, что,
признавая Иисуса пророком и не признавая его Христом, ислам аб¬
солютно, полностью отрицает христианство как религию, можно да¬
же сказать, что тем самым он наносит сокрушительный удар по этой
религии, интерпретируя ее как ложную, основанную на заблуждении
или ошибке: тот, в кого христиане верят, как в Христа, не был Хри¬
стом. Но почему тогда, при одинаковой антихристианской позиции
с Талмудом, его признают пророком, а не еретиком, как в Талмуде?
Вероятный ответ следующий: кумраниты начали работу среди ара¬
бов в то время, когда началась подготовка к эсхатологической войне 1739 [См. Раноеич. Первоисточники по истории раннего христианства, с. 171-174.] [bSanh.l07b]. 1740