Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
374 хаммед1734). Мухаммед - последний пророк Бога, то есть имеет статус
эсхатологического пророка. По Уставу yahad1735 в «последние дни» [...]
придет пророк и мессии Аарона и Израиля. Статус эсхатологического
пророка1736 имеет по синоптическим Евангелиям Иоанн Креститель. Можно высказать такое предположение. После 27-28 г. в общине
произошел раскол на признавших уже состоявшееся воскресение Хри¬
ста и отвергших культ воскресшего Христа. Трапеза последних - хлеб
и вода - есть отрицание не только евхаристии Первого послания к ко¬
ринфянам, но и евхаристии Дидахе, скорее всего это возврат к трапезе
раббим Устава yahad, отрицание культа воскресения вообще [...]. Эти
группировки, выпавшие в 30-40-е годы в секты, перешли к пропаганде
эсхатологического учения в близлежащих к Палестине районах, в Ме¬
сопотамии (Ираке) и Аравии. Отсюда следует, что легшая в основу ис¬
лама концепция имеет ближайшим аналогом (по моему мнению - не
аналогом, а прямым источником1737) именно ту концепцию Кумрана, ко¬
торая предшествовала образованию мессианско-эсхатологического куль¬
та Учителя праведности и представлена в основном кумранском доку¬
менте - Уставе yahad, где сказано, что эсхатологическое время прибли¬
жается и «время идти в пустыню, чтобы приготовить путь Богу»,1738 со- 1734 [См. В. В. Бартольд. Мусейлима. - Соч., т. 6, с. 549-574.] 1735 [1QS9.11]. 1736 аналога Ильи, см. Малахию [4.5: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред
наступлением дня Господня, великого и страшного»]. 1737 [Η. Е. верна своему методу. Ислам отделяют от Кумрана шесть веков. Ко¬
ран знаком с догматом непорочного зачатия - см. 3.35(40)-42(46); 4.169(171);
19.16-22. Коран знаком с таким относительно поздним апокрифом, как Еван¬
гелие детства (ср. Коран 3.43(49); 5.110 и Евангелие детства 1.2) пт. д. Но важ¬
но не это, важен запрет пить вино в связи с ожидающимся приходом мессии
(«махди»), Ср. Коран 5.116(116)—117(117), где Мария сделана третьим лицом
христианской троицы; ср. формулу Евангелия евреев: «Моя мать - Дух Святой»
(Origen, Comm, in In. 11.12). См. Chaim Rabin. Islam and the Qumran Sect. -
Qumran Studies, pp. 128-129: «there can be little doubt that Muhammad had Jewish
contacts before coming to Medina; it is highly probable that they were heretical, anti-
Rabbinic Jews; and a number of terminological and ideological details suggest
the Qumran sect... ‘Arabia’ was known to the Church Father to be feraxhaereseon...
There is nothing inherently improbable in the survival of a small religious com¬
munity for centuries».] 1738 [IQ S 8.13-14; 9.19-20] это цитата из Исайи [40.3].