Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
371 есть дух пророчества»1731 - и именно этот ряд пророков завершает и за¬
мыкает последний и истинный, эсхатологический пророк Бога - Му¬
хаммед. Канонические Евангелия имеют целью доказать воскресение Хри¬
ста, то есть уже состоявшееся явление мессии. В исламе приход мессии
(махди) ожидается в будущем. Мухаммед - пророк Бога, последний про¬
рок, ни на что иное он не претендует. Все имеющиеся в канонических
Евангелиях факты составляют компоненты догматической системы и са¬
ми являются догматическими. Данная в Евангелиях социальная про¬
грамма в той же мере служит «укреплению религии» (точнее, христи¬
анского культа), в какой религия является обоснованием этой социаль¬
ной программы. [. . .] После поражения в эсхатологической войне мас¬
совое освободительное движение конституировалось в новую (и по фор¬
ме и по характеру) религию. Джихад, на который арабов поднял Мухаммед и повели халифы, по¬
бедил. Следствием было образование халифата, победа конформизма и
становление феодальной государственности. Победа в эсхатологической
войне привела к конституированию массового освободительного дви¬
жения в новую (и по содержанию, и по форме) государственность. В обо¬
их случаях религия была идеологической формой массового народного
движения. В первом случае это движение [...] было проявлением кри¬
зиса системы античной (средиземноморской) рабовладельческой циви¬
лизации и привело в результате к ее краху. Во втором случае это движе¬
ние было результатом кризиса и распада родоплеменной структуры. Когда христианство принимали германцы, Царство Божье уже бы¬
ло перенесено на небо и религия «спасения» была готова в ее канониче¬
ской, то есть конформистской, католической форме. Замечательно, что
вначале германцы приняли как раз арианство и другие виды неофици¬
ального, «еретического» христианства, и лишь затем, после падения Ри¬
ма, в период образования феодальных государств уже феодальные вер¬
хи, князья (конунги) и дружина приняли официальное христианство и
церковь стала опорой феодальной государственности в Европе. Форми¬
рование ислама у арабов также было компонентом процесса конституи¬
рования феодальной государственности (халифата). И христианство, и
ислам служили важнейшим средством образования феодализма как сис¬ 1731 [Откр.19.10].