Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
368 в дальнейшем, после победы Рима, при императоре Траяне,1722 самостоя¬
тельные арабские княжества были ликвидированы и включены терри¬
ториально в состав империи, была образована провинция Аравия. Вме¬
сте с тем реальное положение вещей, конкретная историческая обста¬
новка радикально изменились. Все указывает на то, что историю ислама
следует начать здесь, в этом районе, в это время.1723 Арабы оказались в
положении резерва, из которого черпала союзников и система поздне¬
эллинистической государственности, и Римская империя. Ликвидиро¬
вать родоплеменную структуру арабского общества, объединить арабов
на иной социально-организационной основе - значило сделать их ре¬
зервом массового революционного движения против Римской империи,
поднять их на джихад - значило бросить этот резерв в бой. Первыми удар по Риму нанесли германцы. Когда Рима уже не было,
были образующиеся германские феодальные государства, Византия,
Иран, мелкие государства Средней Азии, арабы поднялись на джихад,
овладели Юго-Восточным Средиземноморьем и, двигаясь на восток, за¬
хватили весь район Ближнего Востока и Средней Азии вплоть до Юго-
Восточной Азии, устанавливая на своем пути ислам. И только в XV веке
новый поток варваров - турок-сельджуков, принявших ислам, докатил¬
ся до Византии, на развалинах которой утвердилось исламское феодаль¬
ное государство. Можно высказать такое предположение: эсхатологическая доктри¬
на кумранской общины была реализована в двух различных направле¬
ниях: во-первых, в форме мессианско-эсхатологического культа Учите¬
ля, главы общины, сохранившей прежние организационно-структурные
формы и клеточное строение; во-вторых, в форме эсхатологического во¬
инства Бога, ведущего священную войну, джихад, что привело к разры¬
ву организационной структуры исламской общины, вместо нее возник¬
ло войсковое деление. Первое направление привело в христианскую цер¬
ковь, второе направление привело в исламское феодальное государство,
халифат, сложившийся на основе военной организации мусульманской
общины. Что касается структурной сетки «Аарон - Израиль - герим»,1724 то
на месте «всего общества Израиля в последние дни» текста «Двух коло¬ 1722 [в 106 г.] 1723 [В рукописи следует запись:] Донатисты отрицали искупительную жертву
Иисуса Христа.