Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
367 на службу Римской империи в период ее заката и крушения, затем санк¬
ционировала установление феодальных порядков в Европе. Рим никогда не принимал христианства. В течение всего времени су¬
ществования империи Рим был в обороне от своего врага номер один -
христиан, и врага номер два - варваров. В IV веке, к концу существова¬
ния империи, после ее раздела на Восточную и Западную, в 325 г. им¬
ператор Константин идет на компромисс. Христианство принимают
варвары. *** Можно сказать, что полисная революция происходит в костюмах ро¬
довых богов, которые берут на себя защиту нового строя. Монотеизм ли¬
квидирует этническую основу полисной системы государственности и
ставит в порядок дня новую форму общности, вне- и антиэтническую,
единую и всеобщую. Здесь начало новой эпохи в истории человечества.
Германцы, славяне и т. д. оставят язычество на родоплеменной стадии
развития - там, где его законное место, и переход к государственности
будет происходить уже на внеэтнической основе. [Возникновение ислама]1721 Разложение родоплеменной структуры арабского общества выража¬
лось, во-первых, во втягивании в мировую торговлю, во-вторых, в спо¬
радическом образовании ряда мелких княжеств - Набатейского, Паль¬
миры и т. д. В ходе вторжения Рима на Аравийский полуостров во II ве¬
ке н. э. они были поглощены Римом. Если в период эллинизма и кризиса
Римской республики, то есть в конце II века и весь I век до н.э., этот
район был резервом, который последовательно использовали боровшие¬
ся за господство в Средиземноморье державы (Сирия, Парфия, Рим), то см. там же с. 3: «В истории первоначального христианства есть... точки со¬
прикосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христи¬
анство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как рели¬
гия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рас¬
сеянных Римом народов».] 1721 [Тетрадь с этим текстом сохранилась у Д. Б. Львова и датируется 1986 г.]