Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
365 государственных форм рабовладельческой цивилизации, Римской ми¬
ровой империи. В результате эсхатологическо-мессианская доктрина
Кумрана сохраняется и стабилизируется после поражения революции,
но теряет свое революционное содержание. Она превращается в новую
религию, которая соответствует новой форме социальной общности и
выражает, несет эту форму в то время, когда и Рим, и революционная
организация Кумрана - раннего христианства - лежат в развалинах.
Христианство как религия, соответствующая этой новой религиозной,
внеэтнической, внегосударственной форме социальной общности, ока¬
зывается готовой к выполнению новой исторической задачи: быть фор¬
мой государственной организации феодальной системы. *** В Иудее и диаспоре после поражения Великой Иудейской войны на
протяжении десятилетий шел процесс перерождения мессианизма в хри¬
стианскую религию. В течение этого времени мессианизм распростра¬
нялся вширь - язычники принимали его как религию надежды на Цар¬
ство Божье на небе, как веру в нового Бога, освобождающую от страха
перед этим миром, как новую религию спасения, как культ. Римская им¬
перия была империалистской державой, это был империализм, как по¬
следняя стадия рабовладельческой системы.1715 Компромисс и затем со¬
юз империи и церкви был заключен, когда империя оказалась накануне
краха, а мессианизм переродился в культ спасения. Здесь оказался воз¬
можным и необходимым их союз против уже общего врага - еретиков,
продолжателей мессианизма, не подчинившихся ни церкви, ни государ¬
ству. Против них были организованы Никейский собор 325 г. и осталь¬
ные церковные соборы. Во II веке, когда пишут Тацит и Светоний, они
не говорят о новой религии. Они говорят о зловредном суеверии1716 и не
называют христиан приверженцами нового культа или бога, но Христа,
распятого прокуратором Понтием Пилатом, по подстрекательству кото¬
рого затевали новые смуты.1717 1715 [Ср. Г. М. Лившиц. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима,
с. 177: «Возникновение империи следует рассматривать как начало конца ра¬
бовладельческого строя».] 1716 [Suet., Ner. 16.2: afflicti suppliciis Christiani, genus hominum superstitionis
novae ac maleficae (пер. M. Гаспарова: «Были подвергнуты казни христиане, лю¬
ди нового и губительного суеверия»).]