Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
361 цесс, в нем изложена конформистская платформа культа воскресения
искупителя. Вера в Христа Спасителя стала границей, отделившей члена орга¬
низации от внешних (нехристиан), основой единства церкви. Вера -
критерий, все остальное не имеет значения, преходяще, вера в Христа
Спасителя - это культ воскресшего Христа Спасителя в действии. Пре-
дестинация Павла («кого предузнал, того и спас»1701) апеллировала к
фундаментальному положению кумранской доктрины - детерминизму
и предопределению, но после поражения в Великой Иудейской войне
этот ортодоксальный кумранский тезис был использован против евио-
нитской платформы суда Божьего и мировой революции общины Иако¬
ва Праведного - «верующие не судятся, а неверующие уже осуждены,
ибо не уверовали в единородного Сына Божьего»,1702 «не веруете и не
можете, ибо отец ваш дьявол».1703 [...] Культ воскресшего спасителя
замкнут, воскресение Христа уже реализовалось в принесенной им иску¬
пительной жертве.[...] Суд Божий нужен этому культу только как сред¬
ство педагогики: члены общины должны иметь надежду и страх. Меж¬
ду страхом и надеждой живет с тех пор христианская церковь в мире
Велиала, мирно сосуществуя с ним, существуя в нем, и растет, привле¬
кая и принимая всех страждущих в нем и выпавших из него. Революци¬
онное движение превратилось в религию спасения, культ императора
был единственным пунктом, где компромисс с Римской империей ис¬
ключался. Христианская церковь не могла признать культ императора
и никакой другой культ, кроме культа Христа Спасителя, - это был
вопрос ее существования. Этому вопросу посвящена апологетика
П-Ш веков.1704 Христианская церковь признала империю, признала 1701 [См. прим. 545 на стр. 138 ] 1702 Иоан.[3.18]. 1703 [Вольный пересказ] Иоан. [8.43-44]. 1704 [«Мы везде стараемся прежде всего платить подати и повинности постав¬
ленным от вас чиновникам, ибо такова его (Христа) заповедь (Мф.22.17-21)...
Поэтому хотя поклоняемся единому Богу, но в других отношениях и вам охотно
служим, признавая вас царями и правителями людей и молясь о том, чтобы вы,
при царской власти, были одарены и здравым суждением» (Юстин Мученик.
Апология, 1.17, пер. П. Преображенского). «Христианин никому не враг, а тем
менее императору, зная, что бог его поставил императором и что его надо лю¬
бить и уважать, что надо оказывать ему почести, молиться о здравии его и о