Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
358 лимской общины Иакова Праведного, конфликт принял затяжной харак¬
тер и, вероятно, привел к отделению паулинистских общин от центра.1678
О спасении ли шла речь, или об уничтожении мира насилия? После Великой Иудейской войны и реорганизации культа паулини-
стский тезис искупления грешников по милости и спасения верой, а не
делами закона,1679 стал в высшей степени актуальным, оказался именно
тем средством, которое могло сохранить единство организации после по¬
ражения революции. Теперь встал вопрос о спасении, спасение - в ве¬
ре: «вера, надежда и любовь».1680 Когда Маркион1681 предложил церкви
Луку и Павла, его выбор был точен, соответствовал требованиям момен¬
та. Но в одном он ошибся, предлагая выбросить Ветхий Завет, иудаизм
и суд Божий. Без Божьего суда вся постройка рушилась, погребая под
своими развалинами культ воскресения искупителя. В самом деле, кто
и из чего [из какого суда] искупил? Во что и в кого предстояло верить,
на что надеяться, если не будет ни суда, ни Царства Божьего? И что то¬
гда оставалось от спасения? Суд Божий был необходим, и то, что он при¬
мерно через 50-80 лет стал называться «страшным» и молились о его
отдалении, а не приближении,1682 показывает, что руководители Римской
общины сделали мудрый выбор, когда вернули Маркиону его щедрый
взнос, отказались от его реформистских предложений и услуг, исклю¬
чили его из организации.1683 Другое дело Евангелие от Луки. В нем есть все: и глубокие мысли, и
революционные лозунги, и трагическое предвидение, но все это - цита¬
ты, чужие мысли и чужая боль. У Луки ясное чело. Он точно знал, что
надо делать. Не надо лезть на рожон - ни за что и ни за кого. Конечно,
надо помнить, что нет власти не от Бога, но нужно понимать, что это 1678 См. Гал. [2.4-16]; Деян.[21]. Ср. евионитов, которые считали Павла лож¬
ным пророком [«считали необходимым отвергнуть все послания Павла, назы¬
вая его отступником от закона, и, пользуясь только ‘Евангелием от евреев’, с
остальным мало считались» (Euscb.. Hist. Eccl. 3.27.4). «Они пользуются толью
евангелием Матфея, отвергают апостола Павла, называя его отступником от за¬
кона» (Iren., Adv. Haeres. 1.26.2)]. 1679 [Рим.3.20,28; Гал.2.16; 3.2-11; ср. Деян. 13.38-39]. 1680 [1Кор.13.13]. 1681 [См. прим. 966 на стр. 229.] 1682 [См. Tert., Apol. 39 и др.] 1683 [Tert., De praescr. haeret. 30].