Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
356 были главным врагом в гражданской войне (аналог - белые и интервен¬
ты в Гражданской войне в России), изменниками и предателями, глав¬
ным врагом общины на протяжении всего времени ее существования,
ответственными за казнь руководителей общины: Учителя праведности,
Иоанна, Иакова Старшего и Иакова Праведного, а Пилат (Рим) был про¬
сто орудием власти тьмы,1663 то интерпретация Ирода Антипы у Луки
снимает вину с иудейских властей и делает веру и неверие в Христа
единственным критерием ответственности за поражение в войне. «Су¬
ществующие же власти от Бога установлены»,1664 христианство выведе¬
но за рамки политики, отныне конформизм стал нормой, его modus
vivendi: «любите врагов ваших».1665 Из революционной организации,
созданной для революции, оно превратилось в религию спасения. Лука
апеллирует к авторитету ортодоксов и избегает спорных вопросов. И вот
что замечательно - у него нет казни Иоанна Крестителя. Сказано, ко¬
нечно, что Ирод Антипа заключил Иоанна в темницу,1666 не упомянуть
об этом не мог даже автор IV Евангелия,1667 столь «духовного», что где
ему было интересоваться такими сугубо земными делами, это был факт
настолько широко известный, что о нем писал даже Иосиф Флавий.1668
Лука и упомянул о нем, как о факте общеизвестном, и опустил казнь.
Это похоже на методы сталинской историографии. Здесь перед нами принципиальное различие между Павлом Посла¬
ний и послевоенным Лукой. Павел проповедывал веру независимо от
дел, апеллировал к «малым сим», язычникам, люмпенам, всем обездо¬
ленным, открыв им доступ в Царство Божье: «Последнее время, скоро
всему конец»1669 - он исходил из неотвратимого приближения конца это¬
го мира. Смягчая социальные принципы партии евионим, он прочно
стоял на платформе культа воплощения, культа мессианско-эсхатологи¬
ческого, предназначенного для объединения организации накануне эс- 1663 См. IV Евангелие: «Ты не имел бы никакой власти, если бы она не была
дана тебе от Бога, но более вины на том, кто предал меня тебе» [Иоан.19.11];
см. Лука [22.53: «теперь ваше время и] власть тьмы». 1664 [Рим. 13.1]. 1665 [Мф.5.44; Лука 6.27,35]. 1666 [Лука 3.20]. 1667 [Иоан.3.24]. 1668 [Joseph., AJ 18.5.2; IiJ (slav.) 2.9.1]. [См. прим. 968 на стр. 230.] 1669