Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
354 сячи мучеников погибли в Риме. Таким образом, обвинение иудеев в
предательстве Иисуса Христа - факт [отголосок] партийной борьбы. Пи¬
лат казнит Иисуса как Царя Иудейского, фарисеи просят изменить
надпись на кресте.1651 [Евангелие от Луки] Что культ нужен для революции, это синоптики могут принять; ес¬
ли необходима его реорганизация для укрепления веры, надо выбросить
то и то, это придется сделать, если иначе нельзя. Но выбросить револю¬
цию, Суд Божий совсем, значит лишиться надежды, какая это будет ве¬
ра без надежды? Заменить революцию религией, культом спасения? Это
означало конец евионитско-зелотской организации. На что им [евиони-
там и зелотам] такое «спасение»? Этим определялись пределы компро¬
мисса. При этом паулинизм набирал силу в общинах диаспоры. Герим
из язычников как раз и нужно было спасение, шла переориентация на
другие социальные слои, след этой переориентации - два кормления на¬
рода в Евангелиях Марка и Матфея [одно кормление пятью хлебами и
двумя рыбами - для Израиля,1652 другое кормление семью хлебами - для
герим].1653 У Луки всем сестрам по серьгам, это платформа термидора,
у него есть и язычники, и мытари, и блудницы, и зелоты, и сикарии, и
Лазарь, и «бедные». Есть Симон-фарисей и блудница - грешница, по¬
мазавшая ноги Христа миром.1654 Какая картина! И, пожалуйста, ев¬
харистия Первого послания к коринфянам: «новый завет в Моей кро¬
ви»1655 - зачем еще второе кормление? Одно стало. 1651 [Иоан.19.19-22]. 1652 [См. прим. 922 на стр. 220]. 1653 [См. Мф. 15.32-38; Мк.8.1-8, где после кормления семью хлебами остает¬
ся семь корзин; ср. «семь церквей, находящихся в Асии» (Откр. 1.4). См.
Мк.8.17-21: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас серд¬
це? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять
хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы
кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько кор¬
зин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не ра¬
зумеете?»] 1654 [Лука 7.36-50]. [1Кор. 11.25; Лука 22.20]. 1655