Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
352 Флавия1633 Понтий Пилат - фигура антиеврейская. В апокрифическом
Евангелии Петра1634 вся ответственность возложена на него. Понтий Пи¬
лат важен как догматический факт - с ним вступили в контакт соглаша¬
тели, и чем глубже надо показать предательство фарисеев (иудеев), тем
более подходит Пилат.1635 Фарисеев в Евангелиях обвиняют, во-первых, в соглашательстве с
Римом;1636 во-вторых, в том, что они не признали Иисуса мессией;
в-третьих, в том, что они другого Иисуса, Варавву,1637 признали месси¬
ей, царем Иудейским.1638 Позиция Иисуса - «царство мое не от мира се¬
го»,1639 к нему не готовы, община еще не yahad.1640 Позиция Пилата вид¬
на из следующего диалога: «Ты царь Иудейский?» - спрашивает Пи¬
лат, - тогда ты подлежишь казни. Но Иисус отвечает, что, если бы это 1633 [AJ 18.3.1-2; 18.4.1-2; Д/2.9.2-4]. 1634 [См. Петр. 1.1; 11.45-49]. 1635 Ср. казус Мильерана, когда социалисты вошли в правительство генерала
Галифе, палача Парижской Коммуны. 1636 Особенно это ясно у Марка и в IV Евангелии. [В Евангелии от Марка фа¬
рисеи совещаются с иродианами о том, как погубить Иисуса после исцеления
сухорукого в субботу (Мк.3.6); в параллельных стихах Мф. 12.14 и Лука 6.7 иро-
диан нет. В Евангелии от Иоанна фарисеи принимают участие в задержании
Иисуса (Иоан.18.3; ср. Иоан.7.32,45). Этому нет параллелей у синоптиков (см.
Мф.26.47; Мк. 14.43; Лука 22.52). Впрочем, «динарий кесаря» есть во всех си¬
ноптических Евангелиях]. 1637 [См. Мф.27.16-26; Мк.15.7-15; Лука 23.17-25; Иоан. 18.39-40. Имя «Ва-
равва» объясняется в Евангелии евреев как «сын их учителя» (Hieron., Comm,
in Matth. 27.16-18). «Иисусом» Варавва назван в рукописях Евангелия от Мат¬
фея (27.16-17): «Был тогда у них известный узник, называемый Иисус Варав¬
ва. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил
вам: Иисуса Варавву или Иисуса, называемого Христом?» (С. И. Ковалев. Ос¬
новные вопросы происхождения христианства, с. 108).] 1638 [Последнее, скорее всего, есть напоминание зелотам о том, что они когда-
то входили в состав фарисейской организации. - А. Г.] 1639 [Иоан. 18.36]. 1640 См. апокрифические Евангелия Фомы и Филиппа о Царстве Божьем [«Ко¬
гда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внеш¬
нюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторо¬
ну как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, что¬
бы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной... - тогда вы вой¬
дете в (царствие)» (Фома 27). См. также Фома 54,118; Фп.87].