Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
351 «Ты не имел бы... никакой власти, если бы она не была дана тебе
с в ы ш е», - говорит Иисус Пилату. И здесь qui pro quo - «свыше» Пи¬
лат понимает «от императора», а Иисус говорит о Боге.1625 1626 Значит, «вся¬
кая власть - от Бога». С этим, как будто, согласно положение Посланий:
«Будьте покорны властям и т. д.»1627 Но когда? До наступления суда. Не
тот ли голос звучит в Апокалипсисе, голос «здоровой ненависти», по вы¬
ражению Энгельса?1628 И что тогда делает Симон Зелот1629 в коллегии
двенадцати апостолов? А Иуда Сикарий? И почему Наин - база Симо¬
на бен-Гиора?1630 Но, может быть, ни одно из этих альтернативных ре¬
шений, а третье, единственное и искомое: «нет власти1631 не от Бога» -
этот лозунг зелотов нужно понимать в смысле «всякая власть от Бога»?
Текст Иосифа Флавия1632 не оставляет сомнений. Зелоты беспощадно бо¬
ролись против всех властей и всех претендентов на власть, признавая
над собой только Бога. Значит, это церковная трактовка. Пилат Пилат в качестве хронологического ориентира вторичен [в Еванге¬
лиях] . Догматическая хронология строилась назад от 70 г., то есть от го¬
да падения Иерусалима; отнимаем 40 лет, получается 29-30 г., время
действия общины Иакова, Петра и Иоанна, время прокураторства Пон-
тия Пилата в Иудее, правления Тиберия Цезаря. Тогда, при Пилате, бы¬
ла сделана первая попытка поднять вооруженное восстание. У Иосифа 1625 [См. Дидахе 1.3-4]. 1626 [Иоан.19.11]. Тоже относительно «истины» [Иоан. 18.37-38] и Сына Божь¬
его [Иоан. 19.7-8]. 1627 [«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: ца¬
рю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для на¬
казания преступников и для поощрения делающих добро» (Шетра 2.13-14);
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; су¬
ществующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти про¬
тивится Божию установлению» (Рим. 13.1-2); ср. Тит.3.1]. 1628 [«К истории первоначального христианства», с. 23.] 1629 [Мф.10.4; Мк.3.18; Лука 6.15; Деян.1.13]. 1630 [См. Лука 7.11-16; Joseph., BJ4.9.4]. 1631 [Здесь употреблен дательный падеж, а не родительный.] [См. AJ 18.1.1,6; BJ 2.8.1; 2.17.8 и др.] 1632