Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
341 На 1-й стадии (Дидахе) воскресение еще оставалось вне культа, ожи¬
далось, что оно произойдет на суде и для суда - это был культ воскресе¬
ния Христа. На 2-й стадии воскресение вошло в культ - Христос воскрес, но не
явился на суде, так как суда не было; он воскрес и воплотился - открыл¬
ся Сыном Божьим по духу святыни - и сидит одесную Бога, и может
явиться с минуты на минуту,1577 «время близко», «при дверях»,1578 «при¬
шествие Господа приближается ... вот судья стоит у дверей».1579 Он уже
приходил как Учитель, но на самом деле он был Сыном Божьим, Хри¬
стом, его смерть была искупительной жертвой за общину, которую он
создал и за которую он погиб, принеся в жертву свою жизнь. Это был
культ воплощения Христа, где его явление должно было начать суд Бо¬
жий, его ждали, воскресение Христа уже было внесено в культ, а явле¬
ния еще не было. 1577 [«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братья, ибо сами вы до¬
стоверно знаете, что день Господень так придет, как вор ночью. Ибо когда бу¬
дут говорить: ‘мир и безопасность’, тогда внезапно постигнет их пагуба, по¬
добно как мука родами имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братья, не во
тьме, чтобы день застал вас, как вор; ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы -
не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрство¬
вать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью»
(1Фес.5.1-7). Ср. 1КЬр.7.29-31 и др. Ср. «Ибо это говорим вам словом Господ¬
ним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим
умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе
Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы,
оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи
Господа на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4.15-17). Ср. «Тому
поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать,
что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение пере¬
мрет. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое
общество, и само будет строить это общество» (В. И. Ленин. Задачи союзов мо¬
лодежи. Речь на III Всероссийском съезде РКСМ 2 ноября 1920 г. - Соч., т. 30,
с. 416).] 1578 [«время близко» (Откр.1.3; 22.10). «Так и когда вы увидите то сбывающим¬
ся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей,
как все это будет» (Мк.13.29-30; Мф.24.33-34; это рудимент культа воплоще¬
ния Христа).] 1579 [Иак.5.8-9].