Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
340 стояться.1572 В дополнение было написано Евангелие от Луки, где поли¬
тическая позиция судебников Галилейской общины еще более размыта
социальной демагогией, апеллирующей к ортодоксальному евионитст-
ву. Лука занял примиренческую позицию, снял остроту конфронтации
с «Самарией», то есть раскольниками, изъял «смоковницу»,1573 Гефси-
манию, предательство Иуды дано им без какой-либо мотивировки, про¬
сто в него «вошел сатана»;1574 Лука усилил момент чуда, значение иску¬
пительной жертвы Иисуса Христа и восстановил формулу «новый за¬
вет в Моей Крови» Первого послания к коринфянам. Становится понятно, что каноническое Евангелие от Матфея - это
переделка первоначального варианта Евангелия Матфея, о котором Па-
пий говорит [что «Матфей записал на еврейском языке изречения
(λόγια) и использовал их, как умел»]1575 и который, очевидно, был бли¬
зок к Евангелию Петра. И вот здесь-το, в этой переделке, миропомаза¬
ние Христа и оказалось за два дня до Пасхи, почему Лука и смог затем -
и должен был - переставить миропомазание.1576 Очевидно вместе с тем,
что эта переделка затушевала кумранскую основу Евангелия, затушева¬
ла кумранский календарь [лежащий в его основе]. [Статус Мельхиседека] Мельхиседек не умирал и не воскресал. Но Учитель праведности мог
придти, только воскреснув. История формирования христианского куль¬
та прошла три стадии отделения воскресения Учителя от Суда Божьего,
от эсхатологического конца мира зла. 1572 [Более вероятно, что сначала были написаны канонические Евангелия от
Марка и от Матфея, а затем уже Евангелие от Иоанна. - А. Г] 1573 [См. прим. 1505 на стр. 325-326.] 1574 [Лука 22.3]. Предательство Иуды - это отдельный вопрос. В Первом посла¬
нии к коринфянам сказано: «В ночь, когда предан был» [1Кор. 11.23]. Кем был
предан? Иуды Сикария в Посланиях нет и не может быть [его нет и в Еванге¬
лии Петра, где сказано, что двенадцать апостолов собрались после казни
Христа, см. Петр. 14.59]. Учитель Кумрана ведь тоже был предан [Человеком
лжи], см. Комментарий к Хавакку ку, а то, что здесь вспомнили предательство
Учителя, об этом см. Гимны: «Евшие хлеб мой подняли на меня пяту свою»
[1QH 5.23-25; Пс.41.10; ср. Иоан.13.18]. 1575 [Euseb., Hist. Eccl. 3.39.16; пер. А.Рановича.] [См. Лука 7.36-38]. 1576