Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
339 сего изгнан будет вон».1562 «Я победил мир».1563 Это и есть суд Божий.
Это и есть в х о д в Царство Божье, исход из мира тьмы, царства Велиа¬
ла; Христос - путь,1564 он «д в е р ь овца м»,1565 «пастырь добрый», то
есть праведный первосвященник «полагает жизнь свою за овец».1566 И,
следовательно, никакого суда Божьего и никакой эсхатологии больше не
нужно, [это замена, эрзац] суда Божьего и эсхатологической войны. И те,
кто не признали эту искупительную жертву, то есть не признали Хри¬
ста Агнцем и Пастырем, - предатели.1567 Таким образом, [в IV Евангелии] происходит радикальная, фунда¬
ментальная перестройка культа воплощения на основе этого самого
культа [...]. Синоптики - компромисс, они исключили статус Сына Да¬
видова из контаминационного статуса Христа и исключили эсхатоло¬
гию из 3-й евхаристии Дидахе.1568 Но их Пасха осталась Пасхой прихо¬
да Христа Спасителя, принесшего искупительную жертву за общину,1569
так же как у них осталось родословие Христа, непорочное зачатие и
Вифлеем. Можно полагать, что канонический вариант Евангелий Мар¬
ка и Матфея - результат компромисса между культовиками1570 двух на¬
правлений, консерваторами, стремившимися сохранить суд Божий в [от¬
даленной] перспективе и второе пришествие Христа, и сторонниками
той новой позиции, которая нашла свое выражение в Евангелии от Ио¬
анна. Компромисс был направлен против судебников,1571 позиции кото¬
рых [в организации], очевидно, были еще сильны, и потому мог со- 1562 [Иоан. 12.31]. 1563 [Иоан. 16.33]. 1564 [См. Иоан. 14.6: «Я есмь путь и истина и жизнь».] 1565 [Иоан.10.7]. 1566 [Иоан. 10.11] это подтверждает, что тайная вечеря имеет аналогом 9/VII [то
есть Иом Киппур]. 1567 См. предательство Иуды Сикария [Иоан.13.21-30; 18.3-5], арест и попыт¬
ку Петра защитить Иисуса, эпизод с отрубленным ухом раба первосвященника
[Иоан. 18.10-11]. 1568 В Первом послании к коринфянам она [эсхатология] еще была, см. юнец
Послания: «Анафема. Маран-афа» [1Кор.16.22]. 1569 [а не за мир, как в Евангелии от Иоанна.] 1570 [то есть сторонниками культа третьей стадии, сторонниками реорганизации
культа.] 1571 [то есть против тех, кто отстаивал старые догмы и собирался продолжать
борьбу], против зелотской организации, Галилейской общины.