Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
334 Миропомазание Христа и тайная вечеря - это две половинки при¬
частия к искупительной жертве Иисуса Христа, принесенной им за об¬
щину Нового Завета. На миропомазании община признает его предстоя¬
щую смерть, тайная вечеря - это причастие к его смерти и воскресению,
единство с ним. На миропомазании и тайной вечере Иуда совершает пре¬
дательство, не признает новый статус Христа. Но тайная вечеря обяза¬
тельно должна быть 14-го числа, а 14-е число обязательно должно быть
четвергом, потому что въехать в Иерусалим Христос должен обязатель¬
но в воскресенье - [это изображена реализация] третьей евхаристии Ди-
дахе: «Осанна Сыну Давидову».1536 Но въехать Христос должен не так,
как предполагалось по третьей евхаристии Дидахе, не как царь Израи¬
ля, а чтобы быть убитым и на третий день воскреснуть.1537 Следователь¬
но, это воскресенье, первый день недели, обязательно должен быть вме¬
сте с тем пятницей, потому что убит он будет в пятницу, этого требует
сакральная формула трех дней Первого послания к коринфянам - полу¬
чается 10 нисана.1538 К этому можно добавить, что 12-е число - день миропомазания Хри¬
ста у Марка и Матфея - вторник по обычному календарю, а по кумран-
скому календарю вторником, то есть третьим днем недели, будет 14 ни¬
сана, Пасха, первый день праздника Опресноков. Итак, Марк и Матфей
специально оговаривают, что миропомазание Христа совершилось за
два дня до Пасхи. Сквозь камуфляж обычного календаря отчетливо про¬
ступают контуры конструкции, построенной на кумранском календаре. В IV Евангелии все раскрыто. Миропомазание предше¬
ствует въезду Христа в Иерусалим. Община признает его искупитель¬
ную жертву после завершения ее очищения - воскрешения Лазаря. 3 а
6 дней до Пасхи, 9 нисана, в четверг, Мария Магдалина в Вифа¬
нии, в доме Лазаря (в «доме бедных»), миропомазала и оплакала Хри¬
ста, то есть приготовила его к погребению. Она [то есть община, кото¬
рую она представляет] готова [к принятию его искупительной жертвы].
Иуда возражает, противопоставляет «бедных» искупительной жертве 1536 [Дидахе 10.6. Мк. 11.8-10; Мф.21.9; Лука 19.38; Иоан.12.13]. 1537 См. преображение Христа. 1538 [Таку синоптиков; Христос въехал в Иерусалим 10 нисана, в воскресенье
по обычному календарю, в пятницу по кумранскому календарю. В Евангелии
от Иоанна Христос тоже въезжает в Иерусалим 10 нисана, но это понедельник
по обычному календарю. - А. Г]