Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
327 о том, что это Петр, предстоит догадываться исследователям, как и о том,
что предательство Иуды не имманентно миропомазанию, а было внесе¬
но в миропомазание Марком и Матфеем.1507 Тайная вечеря в IV Евангелии Евхаристия Первого послания к коринфянам, развернутая синопти¬
ками [в евангельский рассказ], не исключает, а отодвигает суд Божий.
Формула Первого послания к коринфянам - «эта чаша есть новый за¬
вет в Моей Крови»1508 - означает принесение искупительной жертвы за
общину Нового Завета; это основа контаминационного статуса Христа.
В IV Евангелии другой статус Христа - статус Мельхиседека, перво¬
священника, Агнца, принесшего искупительную жертву за м и р, з а
грех мира, то есть полный статус Мельхиседека [который отличает¬
ся от статуса Мельхиседека Послания к евреям] - Логос, Сын Божий,
судия, искупитель, где суд Божий есть уже просто его, Христа, явле¬
ние, приход в мир на час казни, чтобы совершить окончательное искуп¬
ление - «на сей час он и пришел», это «час его слав ы»,1509 он «по¬
бедил ми р».1510 Все дело общины yahad, кумранской общины, Иисус
Христос берет [в IV Евангелии] на себя, то есть берет на себя дело осво¬
бождения мира [от зла]. Поэтому в IV Евангелии суд Божий не нужен,
искупительная жертва Агнца стала эквивалентом суда Божьего, так бы¬
ла одержана [мнимая] победа над князем мира сего: «ныне суд миру се¬
му; ныне князь мира сего изгнан будет вон»,1511 - говорит Иисус в
IV Евангелии. Здесь мы попадаем в сферу чистой религии. Князю мира
сего Велиалу противостоит Иисус Христос, воплощение Мельхиседека,
эталона мессии, равный князю света, каждый из борющихся применя¬
ет свое оружие: Христос - добровольную жертву, князь мира сего - пре¬
дательство, арест, суд и казнь. [В Евангелии Петра и у Матфея1512 смерть
Господа изображена как] космический акт: солнце померкло, происхо- 1507 [См. прим. 1189 на стр. 270.] 1508 [1Кор. 11.25]. 1509 [См. Иоан.12.23,27]. 1510 [Иоан.16.33]. 1511 [Иоан.12.31]. 1512 [Петр.5.15 - 6.22; Мф.27.45,51; в Евангелиях Марка и Луки нет землетря¬
сения и воскресения мертвых (Мк. 15.33; Лука 23.44-45).]