Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
318 верг по обычному календарю, это день второй. Далее следует завеща¬
ние, первосвященническая молитва Иисуса Христа и предательство Иу¬
ды Сикария, потом арест, суд и казнь в 6 часов 14 нисана, в пятницу, -
день третий. Избрание Агнца [согласно IV Евангелию состоялось1448 накануне 10/1,
но за этой датой, связанной с Пасхой,1449 просвечивает другой день] -
10/VII [то есть Yom Kippur, Судный день], и в этом выборе [Агнца] и
состоит суд [как его понимал автор IV Евангелия]. Миропомазание Христа1450 - это вечеря выбора агнца, то есть акт
признания всей общиной [того, что Христос - Агнец Божий; на миро¬
помазании раскрыта] первая половина статуса Агнца и Пастыря. Тай¬
ная вечеря1451 - это первосвященническая вечеря Иисуса Христа, канун
искупительного жертвоприношения; [на тайной вечере раскрыта] вто¬
рая половина статуса Христа, он не только Агнец, но и Пастырь. Поэто¬
му предательство Иуды означает непризнание обеих половин статуса
Христа, непризнание его Агнцем на миропомазании, где совершается
выбор пасхального агнца, и непризнание его высшим первосвященни¬
ком, приносящим в жертву свою жизнь, то есть отрицание статуса Мель¬
хиседека, отрицание культа искупления и Пасхи искупления на тайной
вечере. Поэтому предательство Иуды Симонова Сикария, одного из две¬
надцати руководителей общины, обосновано в IV Евангелии. Иуда вы¬
ступает от имени евионим [«нищих»] против нового культа искупления,
против нового статуса Христа, статуса Агнца и Пастыря, и тут же его
заявление дезавуируется тем, что «он был вор».1452 У Марка и Матфея иная конструкция, миропомазание Христа1453
включено ими в 3-ю евхаристию Дидахе, от преображения Христа на¬
чинается его путь в Иерусалим, затем следует акт торжественного въез¬ 1448 [«за шесть дней до Пасхи», то есть 9Л (Иоан. 12.1).] 1449 Пасха Египетская покупалась 10 нисана, ночь жертвователь проводил в Ие¬
русалиме (mPesach.9.[5; Н.Перферкович. Талмуд, т. 2], с. 247). 1450 [См. Иоан.12.1-11]. 1451 [См. Иоан. 13-17]. 1452 [См. Иоан. 12.4-6: «сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих,
но потому, что был вор: он имел ящик, и носил, что туда опускали».] 1453 [Мф.26.6-16; Мк.14.3-11].