Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
315 уничтожены римлянами]. И надо сказать, что в этих восстаниях при¬
нимали участие евиониты (христиане), об этом свидетельствует пора¬
зительный факт - несение креста Симоном Киринеянином,1423 [не изо¬
бражен ли здесь] 115 год? Об этом свидетельствует и упоминание «га¬
лилеян» в переписке Бар-Кохбы.1424 А что касается Масады, цитадели сикариев, то именно здесь были
найдены тексты, где счет времени ведется по кумранскому календа¬
рю.1425 Защитники Масады продержались до 74 г., все они покончили
самоубийством. Их руководителем был Елеазар бен Иаир;1426 у Марка
[и Луки] на воскрешении дочери Иаира присутствует вся тройка руко¬
водителей [общины Нового Завета].1427 Лука добавил к этому Наинскую
вдову, а город Наин был базой Симона бен-Гиора, руководителя зело¬
тов.1428 Воистину далекая от политики идиллия1429 окружала христиан¬
скую общину, когда писались Евангелия. К вопросу о наименовании Иуды «Симонов Искариот» В одном из Посланий1430 Павел пишет: «у вас говорят: ‘я Кифин’, ‘я
Аполлосов’, ‘а я Христов’; разве Аполлос (или кто-то) распялся за вас?
Разве во имя такого-то вы крестились? и т. д.» Это доказывает, что такое 1423 [Мф.27.32; Мк.15.21; Лука 23.26]. 1424 [Mur 43 4-6; см. прим. 11 на стр. 8.] 1425 [См. стр. 258 и прим. 1125.] 1426 [Joseph., BJ 7.8-9]. 1427 [Мк.5.37; Лука8.51.В рукописи вместо Луки ошибочно упомянуто Еванге¬
лие от Матфея, где нет имени Иаира и ничего не говорится о присутствии при
воскрешении Иакова, Петра и Иоанна; см. Мф.9.23-25.] 1428 [См. Лука 7.11-16; ср. Joseph., BJ 4.9.4]. 1429 [«Окрестности восхитительны; и едва ли найдется в мире местность, бо¬
лее располагающая к мечтам об абсолютном блаженстве. Даже в наше время
Назарет - уголок прелестный... Таков был горизонт Иисуса. Из этой-то волшеб¬
ной окружающей его природы, из этой колыбели царства Божия, смотрел он на
Божий мир в течение многих лет. Можно сказать, что в течение всей своей жиз¬
ни...» Эрнест Ренан. Жизнь Иисуса. Изд-во «Музыка», 1990, с. 6-7.] 1430 [1Кор. 1.11-13: «сделалось мне известным о вас, о братия мои, что между
вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: ‘я Павлов’; ‘я Аполлосов’; ‘я
Кифин’; ‘ а я Христов ’. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас?
Или во имя Павла вы крестились?»]