Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
314 зван «Иуда Симонов Искариот»,1418 Петр же в IV Евангелии всегда
называется «Симон Петр (Кифа)». То, что у них одна политическая плат¬
форма, раскрыто на тайной вечере. Иуде Иисус сказал: «что делаешь,
делай скорее»,1419 то есть «иди предавать», Петру - что «трижды отре¬
чешься от Меня»,1420 одному предрек предательство, другому - отступ¬
ничество. Но с петристами договорились и Петра реабилитировали,
Евангелия Петра и Матфея переделали, текст Евангелия Петра выпал в
апокрифы. С сикариями нельзя было договориться. Они продолжали
борьбу, подняв восстание в 115-117 (в Киренаике)1421 и в 130-135 гг.
(восстание Бар-Кохбы),1422 сражались до последнего дыхания [и были 1418 [Иоан.12.4]. 1419 [Иоан. 13.27]. 1420 [Иоан. 13.38]. 1421 [В рукописи указан 110-115 г. Восстание вспыхнуло в тылу армии Траяна
во время военных действий против парфян, началом послужили выступления
евреев в Киренаике и Египте, сопровождавшиеся массовым истреблением гре¬
ков и римлян. В Египте восставшие нанесли поражение правительственным вой¬
скам и заставили их отступить в Александрию, где начался погром еврейского
населения. Скорость, с которой распространилось восстание, свидетельствует
о том, что оно планомерно готовилось. Восстание охватило Кипр, Палестину и
Двуречье, где в только что завоеванных римлянами городах были уничтожены
римские гарнизоны и разбита одна из двух армий, посланных против повстан¬
цев. Траян вынужден был отступить в Сирию и умер по дороге в Италию. Вос¬
стание было окончательно подавлено Адрианом, который отказался от завое¬
вательной политики своего предшественника. См. Г.М. Лившиц. Классовая борь¬
ба в Иудее и восстания против Рима, с. 308-314.] 1422 [Поводом к восстанию 130-135 г. послужило, скорее всего, строительство
Адрианом на развалинах Иерусалима Элии Капитолины с храмом Юпитера
Капитолийского на месте разрушенного Иерусалимского храма. Идеологом вос¬
стания был рабби Акиба, объявивший вождя повстанцев Симона Косибу мес¬
сией (отсюда прозвище «Бар-Кохба» - «сын звезды», см. Числ.24.17). Восстав¬
шие захватили Иерусалим и нанесли ряд поражений римским гарнизонам и по¬
сланным против них имперским войскам. После подавления восстания римляне
вспахали Иерусалим плугом (эта акция свидетельствует о размерах угрозы, ко¬
торую иудейские восстания несли Риму, только с Карфагеном римляне посту¬
пили так же) и построили на его месте Элию Капитолину, куда доступ евреям
был запрещен под страхом смертной казни. См. Г.М. Лившиц. Классовая борь¬
ба в Иудее и восстания против Рима, с. 315-327; И.Д. Амусин. Находки у Мерт¬
вого моря. М., 1964, с. 52-82.]