Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
311 непорочного зачатия, освобождение Марии от родословия, восходяще¬
го к Давиду, и включение в это родословие Иосифа. Со своей стороны,
сторонники нового статуса Мельхиседека вставили в IV Евангелие гла¬
ву 21, где говорится о воскресении Христа, оставили Марию Магдали¬
ну [то есть зелотскую Галилейскую общину] на миропомазании, при
гробе и, что самое главное, при кресте распятия, где она в числе трех
Марий получила крещение Иисусово Духом Святым, искупительной
жертвой Христа.1403 И наконец, [скрепили договор] реабилитация Пет¬
ра и восстановление его в ранге главы общины, то есть Кифы, в 20-21
главах IV Евангелия. Оставшиеся на старых позициях культа воплощения Христа орто¬
доксы общины Иакова Праведного раскололись на евионитов и гности¬
ков. Они остались субботниками, то есть эсхатологистами. Иисус для
них остался сыном Иосифа, сыном Давида, сыном Божьим, он был про¬
роком1404 и «вера без дел мертва»;1405 они не пошли на компромисс и
остались последовательными «судебниками» [то есть сторонниками Су¬
да Божьего].1406 Остались сикарии (собственно зелоты, их крайнее
крыло),1407 [с ними не пытались заключить соглашения], их обвинили в
предательстве Христа, они персонифицированы в Евангелиях в образе
Иуды Сикария, одного из двенадцати апостолов. Наиболее последова¬
тельно и естественно это проделано в IV Евангелии, наиболее злобно и
исчерпывающе - у Луки, он не приводит мотивировок предательства, в
Иуду «вошел сатана»1408 - и все. В синоптических Евангелиях Петр и сыны Зеведеевы осуждены в од¬
них и тех же эпизодах: во время преображения Христа они возражают
против въезда в Иерусалим на смерть; на миропомазании Петр назван
«Симоном прокаженным», а у Луки - «Симоном фарисеем»; в Гефси- 1403 [По церковному преданию, 20-я глава Евангелия от Иоанна была написана
со слов Марии Магдалины.] 1404 См. Откр.[19.Ю: «свидетельство Иисусово есть дух пророчества»]. 1405 [Иак.2.26]. 1406 См. ухищрения, на которые идут синоптики, и особенно Лука, чтобы при¬
влечь зелотов [см. стр. 360]. 1407 См. Деяния апостолов о выступлении зелотов против Павла в Иерусалиме
[Деян.21.20-36; 23.12-13]. 1408 [Лука 22.3].