Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
31 нет еще и пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?»86 Единственная твер¬
дая дата - это время правления Понтия Пилата, следовательно, 30-е го¬
ды I века н.э. Расхождения в 4-5 лет87 и с нашей точки зрения несуще¬
ственны. Но Талмуд88 [относит время жизни «Иисуса Назарянина»] ко
времени Александра Ианная, то есть к предполагаемому времени жиз¬
ни кумранского Учителя праведности [...] Февда89[...] варьирует 100 лет.
Почему же все-таки Иисус Христос прочно пришит к Понтию Пилату?90 *** Послехасмонейский период и правление Ирода - это гражданские
войны, перевороты, казни. Иудею непрерывно лихорадило, все народ¬
ное движение стало мессианистским. В этих условиях ессеи перешли к
широкой пропаганде Царства Божьего, что сопровождалось резким уве¬
личением числа кандидатов, желавших вступить в общину. Но органи¬
зация как таковая, состоявшая из полноправных членов, замкнутая, ие¬
рархическая, с общей собственностью и так далее, продолжала сущест¬
вовать, более того, служила образцом; ядро составляли полноправные
члены, это ядро оказалось покрыто колоссально расширившимися обо¬
лочками, которые образовали кандидаты в члены организации. Демо¬
кратизация нормативов происходила естественным путем в среде кан¬
дидатов. 86 [Иоан.8.57]. 87 [С датой Р. X., от которой мы ведем летоисчисление.] 88 [bSanh,107b (барайта).] 89 [Рукопись неразборчива. Когда Куспий Фад был прокуратором Иудеи, Февда
объявил себя пророком и вывел своих сторонников к Иордану, обещая, что во¬
ды расступятся, и они перейдут на другой берег. Прокуратор послал против них
отряд конницы, Февда был схвачен, многие его сторонники арестованы или уби¬
ты. Голову Февды привезли в Иерусалим в качестве военного трофея (Joseph.,
AJ 20.5.1). Гамалиил в Деян.5.36 упоминает Февду, это анахронизм. Из речи
следует, что Февда действовал до Иуды Галилеянина См. Emil Schurer. The History
of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, vol. I, c. 456-457 ] 90 [Дальше следуют отрывочные выкладки:] За 40 лет до Великой Иудейской
войны [... ] Комментарий к Хаваккуку; Понтий Пилат; за 70 лет до разрушения
Храма (кн. Даниила) - рождество Иисуса Христа.