Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
308 анн, тройка руководителей петристской общины Нового Завета Иисуса
Христа. Петр возразил прямо и получил в ответ: «отойди от Меня, сата¬
на!» - то есть формулу искушения дьявола.1383 ВIV Евангелии прямой параллелью преображения, рубежом между
первой и второй частями Евангелия является воскрешение Лазаря1384 -
восстановление очищенной во всех своих частях общины евионим. Пер¬
вая часть Евангелия, первая половина дела, порученного Богом Иисусу,
выполнена. Община создана, Иисус уходит в город Ефраим близ пус¬ 1383 [«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему долж¬
но идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и
книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр
начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с
Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана!
ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»
(Мф. 16.21-23; Мк.8.31-33)]; см. формулу искушения дьявола [«И приступил к
Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сдела¬
лись хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить
человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол
в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын
Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на
руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал
ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол
на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и гово¬
рит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит
ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему по¬
клоняйся и Ему одному служи»] (Мф.[4.3-10]; Лука [4.3-12); ср. Лука 22.31:
«Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу»]; ср. «12 ле¬
гионов ангелов» при аресте Иисуса [Мф.26.53]; см. казус Иакова Праведного,
формулу, произнесенную им на крыле храма [Euseb., Hist. Eccl. 2.23.12-13];
см. как в IV Евангелии в Иуду Искариота вошел сатана [Иоан. 13.27; Лука 22.3];
см. синоптиков [Мк. 10.35-41], где Иаков и Иоанн Зеведеевы (и их мать в
Мф.[20.20-24]) просят Христа дать им сесть по правую и левую руку от него в
Царстве Божьем - Царстве Славы; крещением Иисусовым они креститься бу¬
дут, и чашу Христа пить будут, а сесть рядом с ним [в качестве руководителей
Царства Божьего] не от Иисуса зависит, но «кому уготовано». Не между ними
ли будет висеть распятый Иисус, если один - это Иоанн Креститель, а другой -
Иаков Праведный, оба испившие чашу Христову? [см. Мф.27.38; Мк. 15.27-28;
Лука 23.32-34; Иоан. 19.18]. 1384 [Иоан. 11.1-44].