Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
301 рой день крещения Иоаннова он был вместе с тройкой руководителей
общины Иоанна: «стоял Иоанн Креститель и двое его учеников», один
не назван по имени, другой назван Андреем, то есть оба не названы по
имени.1340 Андрей приводит Симона, своего брата, из Вифсаиды Гали¬
лейской, Иисус ставит Симона Кифой, то есть главой Галилейской об¬
щины: «Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа».1341 С этого дня
начинается их путь к нему: сначала образовалась Галилейская община,
потом Иоанн завещал свою общину Иисусу. И на третий день был брак
в Кане Галилейской, где Петр [был женихом].1342 А кто был главой Иерусалимской общины? Ясно, что Иоанн. Пото¬
му что Иоанн передает свою общину Иисусу: «Имеющий невесту есть
жених, а друг жениха и т. д. Ему должно расти, а мне умаляться. Прихо¬
дящий свыше и есть выше всех».1343 Иоанн - любимый ученик, присут¬
ствует на тайной вечере, следует за Петром во двор первосвященника
Каиафы, стоит при распятии и бежит ко гробу вместе с Петром, причем
бежит быстрее.1344 Воскресший Иисус Христос ставит Петра главой об¬
щины, троекратно говорит ему: «паси агнцев» - а Иоанну велит пребыть
(главой общины-матери) до прихода Христа.1345 [Тем самым рассказ вер¬
нулся к началу, к тому моменту, когда Иоанн увидел грядущего Иисуса
и передал ему общину, и повествование] замкнулось в цикл. Из сказан¬
ного следует, что Иоанн, который свидетельствовал в первый день кре¬
щения и крестил, чтобы Христос явлен был Израилю, и Иоанн, кото¬
рый присутствует на тайной вечере и которого Петр как любимого уче¬
ника просит спросить Иисуса о предателе, тем самым показывая, что 1340 [Иоан. 1.35,40. Эти имена не были именами собственными, но званиями, и
соответствовали месту в общинной иерархии. «Андрей» по-гречески значит про¬
сто «муж», то есть ничего не значит, это своеобразный джокер, в то время как
имена других апостолов несут смысловую нагрузку. Андрей был членом Сове¬
та общины, но не входил в тройку руководителей. Его роль не совсем ясна, можно
предположить, что он был комиссаром центра в общине Петра и вместе с Пет¬
ром мог присутствовать на собраниях тройки в качестве четвертого члена (ско¬
рее всего, с совещательным голосом). - А. Г ] 1341 [Иоан.1.42. См. прим. 1082 настр. 250-251.] 1342 [Иоан.2.1-11]. 1343 [Иоан.3.29-31]. 1344 [Иоан. 13.23-25; 18.15-16; 19.26-27; 20.2-10]. [Иоан.21.15-23]. 1345