Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
30 Эта литература выросла из задач пропаганды и опиралась на гото¬
вую форму библейской пророческой традиции. То, что кажется нам
натяжками, ляпсусами, противоречиями, снимается назначением каж¬
дого данного документа, рассчитанного на определенную аудиторию и
написанного в определенный момент острого кризиса. Метод интерпре¬
тации, который кажется нам произвольным, был обусловлен назначе¬
нием документа и вполне пригоден [для решения тех задач, которые ста¬
вили перед собой его создатели]. Аллегории [которыми полны эти доку¬
менты] - не самоцель, но необходимое следствие из вышесказанного.
Нам кажется, что эти документы игнорируют хронологию, но в них со¬
держится своя особая хронология, хронология исчисления времени от
одного знака до другого, в любой последовательности. Метод пророчест¬
ва привел к хронологическим перестановкам. Не важно, в каком году
было то или иное событие, важно, какое значение оно имело. Эта хро¬
нология не предназначена для того, чтобы указать место события в ряду
других событий, протекавших во времени одно за другим. Она указы¬
вает на соответствие данного события другим аналогичным событиям,
которые были предсказаны, рассматривает событие как недостающий
компонент пророчества («констелляции»), раскрывает скрытое значение
события и превращает его в предопределенный и раскрытый толкова¬
нием знак - компонент мессианско-эсхатологической доктрины. Эта
хронология - средство отбора и подбора фактов - [дополняет] метод ин¬
терпретации.82 Особого внимания в связи с этим заслуживают некоторые хроноло¬
гические несообразности канонического Нового Завета. Согласно Еван¬
гелию от Матфея83 дата рождения Иисуса Христа приходится на [время
правления Ирода Великого, который умер в 4 г. до н.э., то есть, самое
позднее, на 4] год до н. э. По Евангелию от Луки [он должен был родить¬
ся в 6 г. и. э. при Архелае, когда была перепись Квириния, на которую и
ссылается Лука].84 В Евангелиях от Иоанна и Марка вообще не сказано
[когда родился Иисус]. Согласно синоптикам ему было около 30-33 лет85
[когда он начал свое служение]. В Евангелии от Иоанна сказано: «Тебе 82 [Ср. 4Q 323-324]. 83 [Мф.2.1]. 84 [Лука 2.1-2].
[Лука 3.23]. 85